Этот скромный адрес на листе ватмана с акварельным рисунком и искренно-непосредственным его изложением (из архива моего отца К. В. Розова) побуждает вспомнить глубинные события прошлого к памятной дате 850-летия Москвы.
Недавно восстановлены многие названия московских улиц и переулков, появились Воздвиженка, Крестовоздвиженский, Камергерский... Они хранят память давних лет, как, например, угловой дом N 7 на Воздвиженке против здания Военторга.
Близ Московского Кремля когда-то стоял монастырь - "иже зовется на Острове". Он впервые упомянут в описании Москвы 1547 года: "Церковь Воздвижения Честного Животворного Креста Господня "стоит на месте острова", куда в 1540 г. из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Церковь была деревянная, после пожара 1547 г. стала каменная. Прошение игумения Макария о постройке нового храма подано в 1707 г."*
Возведение храма было длительным. Изображение его на рисунке датируется 1711 - 1728 гг. Это одна из последних построек "московского барокко", а в пределах центральной части города - единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же необычайно развитым. Колокольня церкви была построена в 1848 - 1849 гг. по проекту архитектора П. П. Буренина.
О жизни Крестовоздвиженского монастыря в 1812 году ярко свидетельствует исторический труд "Сорок сороков". Перед нашествием неприятеля архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, монастырские ворота засыпали землей. Французы бревнами отбили ворота и двери в церквах, смертельно били казначея и монахов, пытаясь узнать, где спрятано имущество. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади, в иконостасе вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, жертвенник и несколько икон сожгли вместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом. Служители монастыря, застав одного француза в кладовой, убили его и зарыли. После ухода Наполеона из Москвы Крестовоздвиженский монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую. На территории бывшего монастыря построены дома для семейства священноцерковнослужителей Успенского собора. Соборяне взошли в них в 1820 г.**. Здесь и размещались они по своей иерархической принадлежности к Большому Успенскому собору Кремля вплоть до 1917 года. В квартире N 13, кабинете моего отца, при ремонте мастер обнаружил в монастырской стене клад, с которым и исчез, забыв свой инструментарий. Осталась лишь памятная большая дыра.
Протодиакон Розов, провозглашенный патриархом Тихоном архидиаконом, а в 1921 году Великим архидиаконом, был прихожанином храма, где и обрел свое первое посмертное богослужение в 1923 году. "Особое какое-то благочестие царило в этом древнем храме, когда архиепископ Трифон совершил первую панихиду, присутствовали те, кто жил поблизости: А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин, Н. С. Голованов, П. Г. Чесноков, когда он сказал: "Константин Васильевич относился к вере очень непосредственно, подобно ребенку" (из воспоминаний А. П. Смирнова).
Древний храм был разобран и рухнул в 1934 году. Последние белокаменные ворота монастыря исчезли, когда строили переход по проспекту Калинина от Военторга. Угловой дом N 7 на Воздвиженке и Крестовоздвиженском переулке потом долгое время был обозначен табличкой "Редакция журнала "Шахматы-64". А народная память о живших в этом доме хранит духовное наследие современной жизни. Изданы книга, долгоиграющая пластинка под названием "Великий архидиакон". С 1993 года ежегодно проводится Международный праздник певческого искусства имени Великого архидиакона К. В. Розова.
О. Великому Архидиакону Константину Васильевичу Розову
Глубокоуважаемый Константин Васильевич, Совет Церковно-Приходской Общины Крестовоздвиженской Церкви, от себя и от прихожан, позволяет себе, не дожидаясь часа официального торжественного чествования, приветствовать Вас, своего Почетного Сочлена, с днем четвертьвекового юбилея Вашего состояния в священном сане.
Там, в Храме Спасителя, Вы, дорогой юбиляр, встретите, несомненно, множество депутаций от многих московских храмов и обществ; там Вы увидите своих почитателей и друзей, которые будут приветствовать Вас в торжественной обстановке и отметят справедливо Ваши заслуги; там будет вся церковная Москва; там будет много лестных слов, много подношений, много выражений симпатий...
Здесь же, у Вас на квартире, мы, скромная горсточка Ваших друзей, почитателей и соработников, с своим простым приветом и скромным, по обстоятельствам лихолетья, подношением - хлебом-солью желаем засвидетельствовать и выразить Вам те искреннейшие чувства глубокого уважения к Вам, общей симпатии и сердечной благодарности, как к нашему ревностному прихожанину, щедрому жертвователю своим трудом и талантом и как просто к хорошему, обязательному и милому человеку. Не взыщите на простом слове и скромном подношении: они идут от чистого сердца.
Желаем Вам, глубокоуважаемый о. Великий Архидиакон, доброго здравия на многие, многие годы; желаем преуспеяния талантам Вашим; желаем полного благополучия и счастия.
Председатель Совета (Н. Клопов)
Настоятель храма (Ив. Карзин)
Члены Совета (6 подписей неразборчиво)