В этом году исполняется девяносто лет со времени основания Флеровской мужской гимназии, в советские годы превратившейся в 10-ю (позднее 110-ю) школу, широко известную не только в Москве. Как выяснила историк педагогики М. В. Михайлова, Министерство народного просвещения разрешило 16 февраля 1907 года А. Е. Флерову преобразовать открытое им годом раньше учебное заведение второго разряда (с приготовительным и первым классами) в частную мужскую гимназию. В 1909/10 учебном году в гимназии числилось 176 учеников и 16 преподавателей. С 14 сентября 1910 года занятия начались в новом специально построенном здании на углу Мерзляковского и Медвежьего переулков с оборудованными кабинетами для занятий природоведением, физикой, химией, т. е. совсем рядом с местом расположения в Столовом переулке Арбатской полицейской части.
Александр Ефимович Флеров, живший в собственном доме при гимназии (Медвежий переулок, д. 4), стал ее почетным попечителем. В книге "Вся Москва на 1914 г." отмечено, что "мужская гимназия, учрежденная А. Е. Флеровым, пользуется всеми правами правительственных гимназий". В ней обучались преимущественно дети состоятельных родителей (причем разных вероисповеданий), многие из семей лиц интеллигентских профессий. При гимназии было общество вспомоществования недостаточным ученикам, выдававшее стипендии нуждающимся. Впечатления о гимназии предреволюционных лет, ее учениках и учителях находим в воспоминаниях учившихся там биолога-генетика Н. В. Тимофеева-Ресовского (раздел на страницах 58 - 74 его книги "Воспоминания". М., 1995) и его друга с гимназических времен филолога А. А. Реформатского, актера И. В. Ильинского и других прославленных ее выпускников.
А. Е. Флеров был редактором-издателем журнала "Педагогическое обозрение". Первый директор гимназии, известный географ Александр Сергеевич Барков (1873 - 1953), уже тогда имел репутацию выдающегося педагога-методиста (он преподавал в единственной казенной мужской гимназии Арбатской части - Пятой, на углу Большой Молчановки и Поварской). Когда в 1944 году определили состав организованной в 1943 году Академии педагогических наук РСФСР, профессор А. С. Барков оказался среди первых ее тринадцати действительных членов, и справочник Российской академии образования "Персональный состав. 1943 - 1993" начинается с его портрета. Среди гимназических учителей были преподававшие в высших учебных заведениях, авторы научных трудов, учебных пособий, научно-популярных книг. Н. В. Тимофеев-Ресовский, пришедший в гимназию в начале 1914 года, а до того учившийся в Первой киевской классической гимназии (выпускниками которой были те, чьи жизнь и творчество позднее оставили след и в истории Москвы - писатели М. А. Булгаков, К. Г. Паустовский, актеры И. Н. Берсенев. А. Н. Вертинский, ученые Н. П. Анциферов, А. А. Богомолец, Л. А. Зенкевич, Е. В. Тарле, первый советский нарком А. В. Луначарский и другие, некоторые из них тоже стали "арбатцами"), утверждал: "Флеровская гимназия была в те времена во многих отношениях замечательная. Во Флеровской гимназии был необычайно высокий даже для столичных гимназий... процент талантливых учителей". Он увлекательно рассказывает о том, как директором поддерживались кружки; хотя Барков и говорил, "что официально я не обязан знать, но устраивайте кружки", однако сам вне стен гимназии принимал участие в географическом кружке. Преподаватель природоведения С. И. Огнев впоследствии стал автором многотомного издания "Звери СССР"; преподаватель физики профессор А. В. Цингер - автор учебников по физике и в то же время переведенной на иностранные языки "Занимательной ботаники". Эта книга стала эталоном для других "занимательных" пособий; его ассистент по Коммерческому институту Я. Перельман сочинил "Занимательную физику" и "Занимательную математику". Преподаватель русского языка и литературы В. М. Фишер, тоже автор учебных книг и исследований и о русской, и зарубежной литературе, рекомендовал учащимся некоторые учебники и хрестоматии, а сам "читал интересное", раз в месяц спрашивая то, что нужно было выучить, и - вспоминает Тимофеев-Ресовский - "всем, включая уже в то время безнадежных математиков, физиков и естественников, привил любовь к настоящей хорошей литературе".
В советские годы школа получила имя знаменитого норвежского исследователя Арктики и видного общественного деятеля Фритьофа Нансена, организовавшего в 1921 году международную помощь голодающим Поволжья; в 1923 году он был удостоен Нобелевской премии мира. В 1921 году Нансену присвоили звание почетного члена Моссовета, его портрет с автографом висел на стене кабинета директора школы (очевидно, еще со времен Баркова), а большой портрет маслом украшал актовый зал. В 1925 году директором школы стал Иван Кузьмич Новиков (1891 - 1959), обретший известность как видный деятель советской педагогики. Десятилетие его работы в школе было отмечено статьей Карла Радека в газете "Известия". Он - автор вышедшей двумя изданиями учебно-методической книги "Организация учебно-воспитательной работы в школе: из опыта 110-й мужской средней школы Москвы" (во втором издании 1950 года - около тридцати печатных листов). И. К. Новиков едва ли не первым из педагогов-практиков был избран в 1950 году членом-корреспондентом Академии педагогических наук (по специальности "школоведение").
Когда в 1944 году состоялось первое массовое награждение учителей, двое из 110-й школы - И. К. Новиков и учитель русского языка и литературы Иван Иванович Зеленцов - получили высшую тогда награду - орден Ленина, а учительница математики Вера Акимовна Гусева - орден Трудового Красного Знамени. После введения раздельного обучения И. И. Зеленцов перешел в женскую школу N100 - бывшую женскую гимназию Брюхоненко, где началась его преподавательская работа в Москве в революционные годы. Вскоре после возращения к совместному обучению здание бывшей Флеровской гимназии было передано детским учебным заведениям Московской консерватории, 110-я и 100-я школы объединились, и название 110-й школы перешло к этой новой школе. (Правда, без имени Нансена, которое было заменено в предшествующие годы именем академика Н. Д. Зелинского, когда школа приобрела химический уклон.)
И уже во дворе новой 110-й школы на углу Столового и Ржевского переулков был поставлен памятник не вернувшимся после Великой Отечественной войны учителям и учащимся школы имени Нансена "Реквием. 1941" работы выпускника школы фронтовика Д. Митлянского, изобразившего пятерых своих соучеников. Это осуществлено было усилиями учителей и выпускников школы и на их средства. Больше всего приложила стараний В. А. Гусева. Фотография, изображающая пожилую учительницу в день открытия памятника, не раз воспроизводилась в печати. К ужасу нашему, с начала 1990-х годов памятник стал подвергаться глумлению - выворачивали штыки и бронзовые буквы с доски с именами погибших. И потому в юбилей Арбата решено было перенести памятник на безопасное место - теперь он прикреплен к стене школы со стороны Ржевского переулка, над тротуаром, над головами прохожих. Выпускникам школы того же года, что и запечатленные в памятнике, посвящен недавний фильм известного кинодокументалиста М. Е. Голдовской "Дети Ивана Кузьмича". И памятную доску с изображением И. К. Новикова открыли тоже в вестибюле новой 110-й школы.
Выпускницы 100-й школы несколько лет назад начали готовить сборник статей и воспоминаний, посвященных Ивану Ивановичу Зеленцову (составитель Г. Д. Поневежская). Затем к ним присоединились те, кто учился у И. И. Зеленцова в 110-й школе имени Ф. Нансена. Позже обратились к помощи рыбинских краеведов (там он преподавал до революции). Теперь сборник материалов, включающих и то, что было напечатано прежде об И. И. Зеленцове, озаглавленный "Ты, солнце святое, гори. Книга об учителе российской словесности Иване Ивановиче Зеленцове", подготовлен при содействии АО "Московские учебники и картолитография".
Выпускники 110-й школы писали не только об Иване Ивановиче, но и о других своих учителях, о соучениках, о школьных годах, о влиянии школы на их дальнейшую жизнь.
Три статьи этого сборника помещаются и в нашем альманахе. Авторы их - геолог, профессор Московского университета, академик Российской академии наук Евгений Евгеньевич Милановский, физикохимик академик Российской академии образования и иностранных академий наук Евгений Дмитриевич Щукин, покойный профессор Всероссийского государственного института кинематографии доктор философских наук Артем Григорьевич Дубровин.
История Флеровской гимназии - школы имени Нансена - несомненно может быть темой и исследовательских трудов и научно-популярных в сфере не только истории педагогики, но и общественной жизни, тем самым и истории "арбатства".