Рукопашные и кулачные бои на Руси не московское изобретение, а очень давний обычай, еще языческий. Православные проповедники боролись против них, называя "богомерзкой забавой". Однако совсем искоренить кулачные соревнования не удава-
лось, в народном сельском и фабричном быту они сохранялись до начала XX века. Бои бывали жестокие, с увечьями и даже смертельным исходом, как бой удалого купца Калашникова с опричником царским Кирибеевичем, когда купец
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво...
Однако Калашников вышел против опричника не с желанием потешиться, испытать силу молодецкую, а шел на смертный бой с обидчиком. Борьба для забавы была менее жестока.
Московские бойцы славились своим искусством, своими приемами борьбы. Один из приемов был так известен, что вошел в поговорку: "Москва бьет с носка".
Прием этот изображен на лубочной картинке начала XVIII века "Удалые молодцы, славные борцы". На ней изображены сошедшиеся в схватке крестьянин и солдат. Прием заключался в том, чтобы схватить противника рукой за ворот и, дернув назад, в то же время подбить носком ногу противника так, чтобы тот потерял равновесие и упал навзничь. Именно этот прием борьбы стал кульминацией и развязкой событий, изображенных в исторической песне-былине "Мастрюк Темрюкович", известной по рукописному сборнику середины XVIII века, составленному Киршею Даниловым, - первому русскому фольклорному сборнику.
В песне "Мастрюк Темрюкович" рассказывается о том, как в годы прежние, времена первоначальные, когда царь Иван Васильевич был холост, женился он на дочери хана Золотой Орды Темрюка Марье Темрюковне - "купаве крымской, царице благоверной" - и привез ее в Москву белокаменную. С молодой царицей в Москву приехал ее брат, молодой Мастрюк Темрюкович. Был он силен, удачлив, поборол семьдесят борцов, а равного себе борца не повстречал. И вот захотел он царя потешить, с московскими борцами сразиться, Москву загонять. А силен он был так, что, когда прыгнул и задел левой ногой за столы белодубовые, повалил тридцать столов, прибил триста гостей. Хотя гости живы остались, да стали ни на что не годны, на карачках ползают по палате белокаменной. А Мастрюк смеется-похваляется:
- А свет ты, вольный царь,
Царь Иван Васильевич!
Что у тебя в Москве
За похвальные молодцы,
Поученые, славные?
На ладонь их посажу,
Другой рукою раздавлю.
(В других вариантах былины говорится, что Мастрюк грозит захватить Москву и сесть на ней царем. "На тебя лихо думаю", - заявляет он царю.)
Вышли против Мастрюка два брата - московские мужики Мишка и Потанька Борисовичи. Началась схватка. Ждет царь-государь, чем она кончится, кому будет Божья помощь.
А и Мишка Борисович
С носка бросил о землю
Он царского шурина.
Похвалил его царь-государь:
"Исполать тебе, молодцу,
Что чисто борешься!"
В этой песне-былине, как и во всех былинах, есть и реальная историческая основа, и легенда. В 1561 году Иван Грозный женился вторым браком на дочери кабардинского князя Темрюка Марии (умерла в 1569 г.), у нее был брат Мастрюк, который действительно гостил в Москве. А вот братья Борисовичи - персонажи другой песни о событиях, происходивших за двести с лишним лет до царствования Грозного, песни "Щелкан Дудентьевич" о восстании тверичей против ханского баскака Чол-хана в 1327 году, во время которого ненавистный сатрап был убит. Руководили восстанием "два брата родимые, два удалых Борисовича".
В других вариантах песни-былины "Мастрюк Темрюкович" Марию называют то дочерью литовского царя, то польского, то Большой Орды, то вообще некоторой неопределенной "неверной земли", ее брат называется Кострюком, Кострюком-Мострюком, но все варианты былины едины в главной своей идее. Эта былина - предание о том, как московский борцовский прием защитил честь московских борцов, а может быть, даже спас от разорения и гибели Московское царство.