Изучая прошлое Москвы, учёные сталкиваются с парадоксом. С одной стороны, очень
мало известно о том, что представляла собой Москва до первого
упоминания о ней в летописи (1147 г.). Что это было: город или
село? Находилось ли поселение изначально в устье реки Неглинной,
где в 1156 г. по приказу князя Юрия Долгорукого возвели крепость?
Древние летописи молчат об этом. С другой стороны, благодаря археологическим
раскопкам известно, как была заселена и освоена территория Москвы
на протяжении многих столетий, предшествовавших рождению города.
В работах археологов, исследующих материальную культуру древних
людей (орудия труда, предметы быта, жилища), участвуют и другие
учёные - биологи, палеонтологи. Они изучают древние почвы, пыльцу
и семена растений, сохранившиеся в культурном слое, кости диких
и домашних животных.
Время предыстории Москвы составляет приблизительно 5 тыс. лет (с IV тысячелетия
до н. э. по начало II тысячелетия н. э.). Конечно, заселённость
этой территории была тогда очень мала. Поселения то вообще отсутствовали,
то возникали снова. Сменялись культуры, приходили то одни, то
другие народы, но места поселений сохранялись, так как только
они и были удобны для жизни древних людей. Иногда хозяйственные,
бытовые традиции и даже названия рек переходили от одного народа
к другому.
Однако не всё оставалось постоянным. Народ, долгое время живший
на одном месте, придумывал всё больше усовершенствований, чтобы
лучше здесь обустроиться.
ПОСЕЛЕНИЯ КАМЕННОГО ВЕКА
Первые поселения, о которых сохранились достоверные сведения, относятся к неолиту (IV-III тысячелетия до н. э.). Обычно это временные поселения с постройками типа шалашей, вигвамов, чумов. Археологи называют их стоянками. Наибольшее количество находок, относящихся ко этому времени, происходит из двух стоянок - Коломенского на Москве-реке и Алёшкина на реке Химке, левом притоке Москвы-реки. Археологи нашли многочисленные черепки от глиняных сосудов с ямочно-гребенчатым орнаментом и орудия из кремня, в том числе наконечник дротика. Люди, как правило, селились у воды. Именно реки и озёра на старых речных руслах служили важнейшими источниками пропитания для неолитических рыболовов и охотников.
ПОСЕЛЕНИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА
В конце III - начале II тысячелетия до н. э. на территории Восточной
Европы происходят важнейшие изменения - здесь появляются племена
скотоводов, уже знакомых с технологией выплавки меди и бронзы.
Эти люди вели, по-видимому, полукочевой образ жизни, поэтому места
их временных стоянок отыскать очень трудно. Учёные часто обнаруживают
погребения и многочисленные каменные топоры изящной формы с отверстием
для круглой в сечении рукояти. Эти топоры считаются своеобразной
визитной карточкой эпохи. Срубить большую сосну или ель таким
топором можно за 15-30 минут. Всего в пределах современной Москвы
найдено два десятка каменных топоров.
Как и прежде, в эпоху бронзового века люди селились в основном
в долине Москвы-реки. Окрестности Боровицкого холма, где впоследствии
вырастет Кремль, впервые были заселены и хозяйственно освоены
именно тогда - на рубеже III-II тысячелетий до н. э. Там найдено
немало древностей: кремнёвые наконечники дротика и стрелы, несколько
фрагментов посуды и каменное тесло (плотничий инструмент).
ПОСЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
В начале железного века, на рубеже IX- VIII вв. до н. э., на
территорию Москвы пришли люди, которые занимались земледелием
и скотоводством и жили преимущественно оседло. Уже тогда возникло
большинство известных в черте Москвы постоянных поселений - городищ.
Каждое из них было укреплено рвами и валами, на которых сооружались
деревянные укрепления: стены и частоколы. Их начали возводить
с V в. до н. э., что было отнюдь не лишней предосторожностью.
Видимо, здешним жителям не раз приходилось отражать неприятельские
нападения. Оборонительные конструкции Дьякова городища, состоявшие
из дубовых столбов и уложенныхгоризонтально липовых брёвен, неоднократно
горели, поэтому вал пришлось досыпать не менее шести раз.
Жителей на территории Москвы в то время было очень мало. По-видимому,
одновременно на десяти городищах, расположенных в Москве, и селищах
- окружавших городища неукреплённых поселениях - могло проживать
до 1 тыс. человек. Эта цифра не точная, так как слишком много
параметров приходится вычислять почти наугад. Но главное - нет
полной уверенности в том, что все городища существовали одновременно.
Кругом стояли леса, которые перемежались болотами, долинами рек
и оврагами. Это были леса из ели, дуба и ясеня. На песках росли
сосновые боры. Остатки дремучих чащоб можно видеть в лесопарках
на окраинах Москвы. Бескрайние леса с вкраплениями редких поселений,
небольших полей и пастбищ в речных долинах - так выглядела территория
Москвы в те далёкие века.
Люди в то время, как и прежде, жили в основном в долине Москвы-реки.
Постоянные поселения теперь с правильной регулярностью стали располагаться
по обоим берегам реки через каждые 5- 6 км. Их жители выращивали
ячмень, пшеницу и просо; разводили свиней, лошадей, коров, мелкий
рогатый скот; охотились на бобров, лосей, медведей, куньих, глухарей,
тетеревов, рябчиков; ловили в реках и озёрах щук, сомов, стерлядей,
судаков, карасей. Остатки этих животных и рыб археологи обнаружили
на местах поселений. Как правило, горо-_ дища занимали мыс высокого
коренного берега (удобное место для обороны).
В округе каждого из десяти обнаруженных в пределах современной
Москвы постоянных поселений-городищ располагались более мелкие
поселения и сезонные стоянки. Всего вместе с городищами на территории
современной столицы России изучено 35 археологических памятников
того времени. Много столетий спустя на местах поселений железного
века возникли монастыри: Свято-Данилов, Спасо-Андроников, Николо-Перервинский.
Одно из поселений располагалось на Боровицком холме. Его остатки
обнаружены под полом Архангельского собора на глубине 1,5 м в
виде чёрного культурного слоя. Посёлок существовал с VII-VI вв.
до н. э.; период его расцвета относится к IV-Ш вв. до н. э., после
чего он запустел.
Жители городищ всегда охотились в постоянных местах - "бобровых
гонах". Но где они находились - сейчас можно лишь предполагать.
В числе вероятных "кандидатов" - участки нижнего течения
правых притоков Москвы-реки: речек Сетуни, Раменки, Чертановки
и левого притока - Голяданки (ныне Нищенка). Охотничьи ресурсы
хорошо сохранились до конца полуторатысячелетнего периода существования
городищ. Это означает, что промысел был организован разумно. Зверя
не "выбивали" без счёта, до конца, как это будет в эпоху
Средневековья. Вода в Москве-реке оставалась исключительно чистой:
здесь даже водились таймени - рыбы из семейства лососёвых.
Такое длительное сохранение природных ресурсов связано с тем,
что людей тогда было мало. Хотя поселения же лезного века существовали
долго, число жителей в них оставалось небольшим. Детей рождалось
много, но выживали только самые выносливые. Взрослые жили намного
меньше, чем в наши дни, погибая на охоте, во время межплеменных
стычек и от голода, холода и болезней.
Древние люди были искусными ремесленниками. Они делали высококачественную
лепную лощёную посуду, умели ткать, изготовляли железные и бронзовые
изделия.
Население, проживавшее на берегах Москвы-реки, не было изолировано
от остального мира. Сюда доходили вещи и отголоски моды высокоразвитых
средиземноморских цивилизаций того времени. На московских городищах
обнаружены стеклянные бусы, которые производили на Ближнем Востоке.
Они были издавна распространены в Восточной Европе благодаря древнегреческим
торговцам. Особенно много археологи нашли золотостеклянных бус
римского времени. На Дьяковом городище была найдена фибула - застёжка
для одежды (IV в. н. э.), изготовленная, вероятно, в Северном
Причерноморье
Учёные считают, что поселенцы, жившие тогда на территории Москвы,
относились к одной из групп финно-угорского населения. В I тысячелетии
н. э. вероятно присутствие на городищах балтоязычного населения
(современные литовцы и латыши).
Самые поздние находки на городищах, подобных Дьякову, датируются
VI-VII вв. Затем наступают "тёмные века" вплоть до конца
X - начала XI в. Учёные почти ничего не знают о периоде длиной
почти в 400 лет. В ту пору многие древние поселения, пашня и луга
вновь заросли лесом.
ПОСЕЛЕНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
В XI в. на территорию Москвы хлынуло несколько "волн"
первых славян-колонистов. Вероятно, они продвигались сюда с разных
направлений (с запада, юга и севера). Их материальная культура
существенно отличалась от культуры жителей городищ железного века.
Археологи находят совершенно иные керамические изделия и женские
украшения.
Древнейший памятник времён заселения Москвы славянами обнаружен
на территории Свято-Данилова монастыря. Здесь существовало довольно
большое поселение в несколько дворов. Оно протянулось более чем
на 100 м по обоим берегам Даниловского ручья, впадавшего в Москву-реку.
Это поселение возникло в XI в. и существовало до XIII в. По легендарным,
но не лишённым вероятия сведениям, в XIII в. князь Даниил Александрович
соорудил здесь монастырь. Именно в Даниловом монастыре, а не в
Кремле на протяжении первой трети XIV в. находился центр церковного
управления краем - архимандрития. Видимо, значение Даниловского
поселения было весьма важным ещё до обретения им этого названия.
Возможно, истоки Москвы стоит искать именно здесь.
Известны и другие поселения XI - начала XII в. Они расположены
по берегам Москвы-реки. Кстати, на территории Кремля почти не
найдено археологических памятников. На Боровицком холме тогда
стоял сосновый бор. По всей видимости, между III в. до н. э. и
серединой XII в. н. э. поселений здесь не было.
В XII в. славяне интенсивно заселяют долины мелких правых притоков
Москвы-реки. Небольшие семейные группы колонистов основывали в
среднем течении этих речек посёлки в один - три двора, расчищали
склоны долин от леса и распахивали их. От первоначальных поселений
отделялись новые, и так постепенно за 100-150 лет долины таких
малых рек, как Чертановка, Сетунь, Рамен-ка, Очаковка, Кровянка
и других (вся южная часть Москвы), оказались освоены и заселены.
Север современного города тоже был заселён, но не так равномерно
и плотно. Первые средневековые поселения на левом берегу Москвы-реки
тяготеют к её долине и к Кремлю.
В XI-XIII вв. многие славяне-колонисты первых четырёх - шести
поколений были уже христианами (об этом свидетельствуют редкие
находки нательных крестиков). Но некоторые из них ещё соблюдали
языческие погребальные обряды. Они хоронили умерших в курганах,
куда помещали заупокойные дары: горшки, украшения, орудия труда.
В середине XII столетия на территории современной Москвы в радиусе
около20 км от крепости жило всего лишь несколько сотен человек,
составлявших сельскую округу города. Число жителей Москвы вряд
ли превосходило 1 тыс. человек. Древние москвичи занимались ремёслами
и сельским хозяйством, обеспечивая себя и жителей крепости продовольствием,
одеждой, обувью, посудой и другими вещами. Кроме того, москвичи
активно торговали с другими древними городами.
Москва стала известной жителям Древней Руси, так что приглашение
Юрия Долгорукого, обращённое к князю Святославу: "Приди ко
мне, брате, в Москов", не требовало уточнения. Именно с этого
упоминания в летописи в 1147 г. учёные условились отсчитывать
историю российской столицы.