Тысяцкий - на Руси до XV в. военный предводитель городского
ополчения - "тысячи".
В здании Городской думы после 1917 г. размещался Музей В. И.
Ленина, а теперь это филиал Государственного исторического музея.
Мэр - выборный глава городского самоуправления.
Кто бы ни стоял во главе Москвы, он всегда играл важную роль
в жизни страны. Город - сложнейший хозяйственный механизм, и управление
им не простая задача. Уже в XIII в. ключевую роль в городе играл
назначаемый князем тысяцкий. Он следил за состоянием укреплений,
был судьёй по торговым делам. В XIV в. эта должность стала наследственной
в роду московских бояр Вельяминовых. Вскоре большая власть тысяцких
начала вызывать недовольство князей. В 1374 г., после смерти Василия
Васильевича Вельяминова, Дмитрий Донской упразднил пост ты-сяцкого.
А через пять лет, когда Иван Васильевич Вельяминов начал добиваться
восстановления своих наследственных прав, а затем открыто выступил
против государя, вопрос был решён окончательно: по приказу князя
сыну последнего ты-сяцкого отрубили голову. Это была первая публичная
казнь в Москве, известная по достоверным источникам.
До Петра I, когда Москва была столицей, здесь размещались приказы
и Государев двор, но стройной структуры управления не существовало
(см. статью "Столица России. Москва от Ивана III до Петра
I"). Одни приказы ловили "лихих людей", другие
ведали "царскими делами". "Мирской выбор"
на сходах выбирал старост и целовальников. Собственно же городом
занимался Земский приказ, время создания которого восходит к середине
XVI в. Он же боролся с главной угрозой для Москвы - пожарами и
стихийными бедствиями. Таких "контор" - Земских дворов
- было две; сейчас на их месте стоят Государственный исторический
музей и Манеж.
ГУБЕРНСКИЙ ЦЕНТР
Новое время для Москвы наступило, когда Пётр I начал упорядочивать
все стороны обыденной жизни горожан. В 1699 г. по образу и подобию
европейских стран в столице была создана Бурмистерская палата,
вскоре переименованная в Ратушу. Её президента и 12 бурмистров
выбирали слободы и купеческие корпорации Москвы. Теперь город
сам стал следить за своим благоустройством. Но главной задачей
оставался сбор налогов, и вскоре Ратуша превратилась в мощнейшее
в стране финансовое учреждение - из него в казну поступала почти
половина всех доходов страны.
Однако, какие бы права ни давал молодой царь выборным органам
управления, главой города был назначаемый им сановник. В разные
годы он назывался по-разному: губернатор, главноначаль-ствующий,
генерал-губернатор, градоначальник, но суть от этого не менялась.
Его, особенно после того, как главные учреждения империи были
перенесены в Санкт-Петербург, жители древнего города почитали,
как "царя и Бога". Пост считался исключительно важным,
и на него назначали влиятельнейших военных и царедворцев. Среди
"управителей" Москвы XVIII в. три князя Ромода-новских,
два графа Салтыковых, два князя Трубецких и два графа Чернышёвых,
а также князья Долгоруков, Прозоровский, Волконский - высшая знать
страны.
Настоящий переворот совершила "Жалованная грамота городам"
1785 г.: к управлению городом стали активно привлекаться "городские
обыватели". Участвовать в выборах городского головы, бурмистров
и заседателей могли лица не моложе 25 лет и имевшие немалый годовой
доход. Сначала установили имущественный ценз в 50 рублей, нб такой
доход в богатом городе имели многие, и после ряда повышений планку
подняли до 5 тыс. рублей. Выбираемой "обывателями" Общей
городской думе передали всё городское хозяйство - дороги, больницы,
общественные здания и т. д. А возглавил самоуправление городской
голова. Первым головой в 1767 г. стал князь Александр Алексеевич
Вяземский, но потом почти 100 лет на этой должности сменяли друг
друга представители известнейших купеческих фамилий. 1ород-ской
голова, конечно же, находился под неусыпным контролем губернатора.
В середине XIX в. за 30 лет в городе прошло целых три реформы.
Общественное управление перекраивалось и регламентировалось, его
права то расширялись, то, наоборот, усиливалась власть губернатора.
К концу века городское самоуправление приобрело законченную структуру,
с которой и встретило 1917 год. На самой вершине стояла Городская
дума, в которую входило 180 гласных, возглавляемых городским головой.
Дума же выбирала из своего состава "городское правительство"
- Управу из 11 человек, а уж она-то и распоряжалась городским
хозяйством. Красивейшее здание Городской думы, построенное в 1890-1892
гг., расположено при входе на Красную площадь.
СОВЕТЫ И ИСПОЛКОМЫ
В октябре 1917г. новая власть создала новые органы самоуправления.
В Москве, как и по всей стране, были созданы городские и районные
Советы рабочих депутатов, ставшие высшим органом власти в городе.
А Совет, в свою очередь, назначал исполнительный комитет (исполком),
который занимался текущими хозяйственными делами. В первые годы
пост председателя Моссовета был важнейшим в городе, важнее секретаря
местной партийной организации. С 1918 по 1926 г. его занимал видный
политический деятель, член Политбюро и председатель Совета труда
и обороны Лев Борисович Каменев (настоящая фамилия Розенфельд).
Оставалась видимость выборности, но постепенно на первое место
стал выходить первый секретарь Московского городского комитета
партии (горкома), а выдвигаемые им кандидатуры председателей исполкомов
всех уровней беспрекословно утверждались Советами. Выборы превратились
в иллюзию. Показательно, что сам горком находился на Старой площади,
вблизи от комплекса зданий Центрального комитета КПСС. Большинство
районных исполнительных комитетов (райисполкомов) находились в
одном здании с райкомами Компартии, и все важнейшие вопросы решались
на третьем этаже - именно там был кабинет секретаря райкома, а
не на втором - у председателя райисполкома.
В начале 1931 г. хозяйство города настолько усложнилось, что
Москва была отделена от области. С конца 30-х гг. пост секретаря
крупнейшей столичной парторганизации стал одним из ключевых политических
постов в стране. Его занимали такие известные личности, как Лазарь
Моисеевич Каганович и Никита Сергеевич Хрущёв. А с 1967 г. Москвой
почти 20 лет безраздельно правили Виктор Васильевич Гришин и его
ближайший помощник - председатель Мос-горисполкома Владимир Фёдорович
Промыслов. Именно с поста первого секретаря МГК КПСС начал свою
головокружительную карьеру первый Президент России Борис Николаевич
Ельцин.
Фактически в руках исполкомов сосредоточилось руководство всей
ежедневной хозяйственной жизнью столицы. Строительство дорог,
снабжение жителей водой и электроэнергией, поддержание порядка
на улицах и посадка деревьев - всё это лежало на плечах исполкомов.
Но из-за столичного статуса Москвы полного единоначалия в городе
не было. Союзные министерства и ведомства имели здесь свои интересы:
строили собственные дома, командовали на объектах "прямого
подчинения". Не говоря уже о том, что вход на территорию
секретных институтов, воинских частей, учреждений спецслужб столичным
властям был закрыт.
Начиная с 1917 г. аппарат городского управления с каждым годом
неуклонно рос. Множились конторы, возникали тресты, каждый из
которых руководил какой-нибудь небольшой отраслью хозяйства. А
быстрый рост (в несколько раз) территории города привёл к ещё
большему увеличению числа управленцев. Без проволочек практически
невозможно было решить ни один важный вопрос, и у москвичей часто
оставался единственный выход - обращаться к партийным властям.
К моменту ликвидации исполкома в его подчинении было 19 главных
управлений, 27 управлений, 10 отделов, 32 райисполкома, сотни
ЖЭКов (жилищно-экспуатационных контор)... Это тысячи и тысячи
чиновников.
ПОСЛЕ СОВЕТОВ
Изменились времена, КПСС утратила свои властные функции, уже
нельзя было подменить выборных "отцов города" секретарями
парторганизаций. Городом нужно было управлять, и встала необходимость
создания новых органов местного самоуправления. В 1991 г. первым
мэром Москвы избрали одного из лидеров демократического движения
- экономиста Гавриила Харитоновича Попова. Но он не смог приспособиться
к роли хозяйственника, как того требовала ситуация. Попов сделал
выбор в пользу политики и покинул пост мэра. В соответствии с
законом кресло главы города занял вице-мэр Юрий Михайлович Лужков.
Это произошло в 1992 г. С тех пор москвичи уже дважды, в 1996
и 1999 гг., выбирали мэра, и оба раза их поддержку завоевал Лужков.
И хотя в избирательных бюллетенях значился десяток кандидатов,
победа всегда ждала мэра уже в первом туре голосования.
В 1995 г. вернулись старые названия. Законодательным местным
органом столицы вновь стала Городская дума. Однако на этом сходство
кончилось. Теперь всеми текущими делами руководит не Управа или
исполком, а подчинённое мэру правительство Москвы.
Правда, составляют его не министерства: в 2000 г. бюрократический
аппарат города состоит из 10 департаментов, 20 комитетов, 27 управлений
и т. д. Сама Москва разделена на 10 административных округов,
во главе которых стоят префекты, назначаемые мэром. Округа в свою
очередь делятся на районы. Выборы проходят на всех уровнях: от
жителей города зависит, кто будет мэром, а кто - советником районной
управы.
Центр жизни Москвы и резиденция мэра находятся в историческом
здании на Тверской. Некогда здесь был дом генерал-губернатора,
а позже размещался Моссовет. Сейчас основные подразделения резко
выросшего аппарата городского