Медиахолдинг - компания, установившая контроль за целой сетью
СМИ (газетами, журналами, телеканалами, радиостанциями и т. д.).
Пресса (фр. presse от лат. pressure - "давить", "жать")
- периодическая печать (газеты, журналы).
Первый номер "Правды" вышел в Петербурге 22 апреля
(5 мая) 1912 г. Позже 5 мая стало официальным советским праздником
-Днем печати.
Главлит - Главное управление по делам литературы и издательств
(позднее - Главное управление государственных тайн в печати).
ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза.
АПН - Агентство печати "Новости".
Главными средствами массовой информации (СМИ) традиционно считаются
периодическая печать (газеты и журналы), радиовещание (РВ) и телевидение
(ТВ). В последнее время к ним прибавились информационные агентства
и электронные средства массовой информации. В столице России Москве
сосредоточены все важнейшие СМИ страны: центральные газеты, офисы
и вещательные студии крупнейших радиостанций и телеканалов. Здесь
же располагаются и головные офисы появившихся в 90-х гг. могущественных
медиахолдингов.
ТРИ ВЕКА РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
История радио и телевидения коротка - они появились только в
XX в. А вот "за плечами" периодической печати более
трёх веков: первый известный историкам номер "Курантов"
(вестовых писем) датируется 1621 г. В 1702 г. им на смену пришли
"Ведомости". В 1756 г. от них отпочковались "Московские
ведомости", которые оставались единственной московской газетой
до 1830 г.
Во второй половине XVIII в. появились первые журналы. В 1755 г.
по инициативе М. В. Ломоносова был основан литературный журнал
"Ежемесячные сочинения". Уже к концу XVIII в. в Москве
их издавалось более 20, в том числе и самый первый детский литературный
журнал "Детское чтение для сердца и разума" (1785-1789
гг.).
В XIX столетии стали появляться новые городские газеты - от официальных
"Московских губернских ведомостей" до "независимой"
"Московской биржевой газеты". К концу века в Москве
уже выходило свыше 40 газет. Не отставали от газет и журналы.
В первой половине XIX в. самым популярным считался основанный
Н. М. Карамзиным в 1802 г. журнал "Вестник Европы".
Он стал первым русским "толстым" журналом и на многие
годы пережил своего создателя. Здесь печатались произведения А.
С. Пушкина, А. С. Грибоедова, А. А. Дельвига, статьи по истории
и экономике России, а также политические новости.
В смутное время революции 1905- 1907 гг. как грибы после дождя
стали возникать различные политические партии и объединения. И
все они хотели иметь свой орган печати. Уже к 1913 г. число издаваемых
в Москве журналов и газет приблизилось к 240. Правда, большинству
из них оставалось жить не более пяти лет.
Всего через два дня после Октябрьского переворота 1917 г. - 27
октября (9 ноября) - В. И. Ленин подписал Декрет о печати, а через
два месяца появился Революционный трибунал печати. К декабрю 1917г.
было закрыто уже 150 газет, а в августе - сентябре 1918 г. перестали
выходить печатные издания, не подконтрольные новой власти. Отныне
все газеты и журналы должны были освещать только одну точку зрения
на события политической и культурной жизни - точку зрения правящей
коммунистической партии.
В марте 1918 г. в Москве начала выходить главная газета страны
"Правда" - официальный орган Центрального комитета партии
большевиков. Мнение газеты было непререкаемым, тем более что авторами
"передовиц", публиковавшихся без подписи, чаще всего
являлись ведущие партийные деятели. Вся страна воспринимала каждую
статью как руководящую директиву. С годами "Правда"
превратилась в неинтересный, сухой бюллетень, переполненный официальной
информацией. Её огромный тираж в 1989 г. достиг почти 11 млн экземпляров.
В то время газеты в обязательном порядке должны были выписывать
не только все без исключения организации и учреждения, но и миллионы
членов КПСС.
Газет выходило много, их выпускали партийные и общественные организации,
профсоюзы, министерства... Но ни в одном из изданий не допускались
отклонения от "генеральной линии партии", поэтому все
газеты стали безликими - трудно было отличить одну от другой.
Все писали об одном и том же. В штате каждого издания был представитель
Главлита - официальный цензор, который тщательно прорабатывал
и визировал все материалы. За малейшую провинность главный редактор,
журналист и цензор могли потерять не только своё место, но и свободу.
Когда на смену сталинской политике "железного занавеса и
твёрдой руки" пришла хрущёвская "оттепель", газеты
и журналы стали интереснее. И на первое место по популярности
у советского читателя вышла газета "Известия", которая
начала выходить в Москве ещё в марте 1918 г. После смерти И. В.
Сталина главным редактором "Известий" стал Алексей Иванович
Аджубей (1924-1993), прозванный на Западе "королём советской
прессы". Женатый на дочери Н. С. Хрущёва, он фактически был
его правой рукой. Аджубей гордился тем, что сумел сделать "Известия"
настоящей "демократической газетой". На деле мало что
изменилось в ней, за исключением продиктованного самим временем,
- на смену восхвалению "отца всех народов" пришло развенчание
культа личности Сталина.
"Оттепель" вызвала всплеск интереса к газетам и журналам.
Многие главные редакторы литературных журналов печатали произведения,
идущие вразрез с официальным направлением. Пиком стали публикации
А. Т. Твардовским, главным редактором журнала "Новый мир",
рассказов А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
(1962 г.) и "Матрёнин двор" (1963 г.).
Но вскоре "оттепель" закончилась. И вновь все газеты
стали одинаковыми. Лишь немного выделялись "молодёжные"
издания, выпускавшиеся комсомольскими организациями, - "Комсомольская
правда" (основана в 1925 г.) и "Московский комсомолец"
(выходивший с 1919 г. под названием "Юный коммунар").
Первый шаг к "свободной прессе" был сделан после перестройки,
в конце 80-х гг. Тогда "толстые" журналы, такие, как
"Новый мир", стали публиковать произведения запрещённых
к печати писателей. Вокруг этих изданий начался настоящий бум
- журналы невозможно было достать, люди передавали друг другу
зачитанные до дыр номера с "Мастером и Маргаритой" М.
А. Булгакова, "Доктором Живаго" Б. Л. Пастернака или
"Архипелагом ГУЛАГ" А. И. Солженицына. Во второй половине
90-х гг., когда все эти произведения были выпущены отдельными
изданиями и вошли в полные собрания сочинений писателей, интерес
к журналам снизился. И теперь тираж в несколько тысяч экземпляров
считается для журнала значительным
ГОЛУБОЙ ЭКРАН
Ни газеты, ни радио по популярности не могут сравниться с телевидением.
Первый телецентр был открыт на улице Шаболовке в 1937 г. Только
в 1940 г. стали выпускать небольшими партиями телевизионные приёмники.
В период Великой Отечественной войны телевидение не работало.
Вновь регулярная - два раза в неделю по нескольку часов - трансляция
началась только в 1945 г. И в конце 40-х гг. наладили производство
телевизоров "Москвич Т-1" и "КВН-49" с огромной
линзой, увеличивавшей изображение, перед маленьким экраном. Не
каждый мог позволить себе роскошь иметь собственный телеприёмник.
Обычно в московской коммунальной квартире был один такой телевизор
на всех. В часы телевещания жильцы собирались в одной комнате
перед телевизором и жадно ловили каждый кадр любимой передачи
или фильма. С 1951 г. телевещание стало ежедневным, а через пять
лет появилась и вторая программа. В 60-х гг. были введены ещё
две программы - третья и четвёртая, а также открыт телевизионный
центр "Останкино". И наконец, с 1967 г. началась регулярная
трансляция цветного телевидения. В это же время появились существующие
и в 2000 г. передачи: "Спокойной ночи, малыши", "КВН",
"Клуб кинопутешественников" с его бессменным ведущим
Ю. А. Сенкевичем, "В мире животных" (ведущие В. М. Песков
и Н. Н. Дроздов), главная информационная программа "Время".
Дикторы телевидения не уступали по популярности артистам театра
и кино, их узнавали на улицах, эта профессия стала одной из самых
престижных. В 1993 г. была открыта первая в России частная телекомпания
НТВ.
В 90-х гг. началась жестокая конкуренции между появившимися новыми
телекомпаниями и их видеопродукцией. В 1994 г. при Российском
фонде развития телевидения была открыта Российская академия телевидения.
В следующем году академия учредила специальную премию "ТЭФИ",
которой награждаются наиболее удачные, с точки зрения "академиков",
телепроекты.
ВРЕМЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОНСТРОВ
90-е годы стали переломными для СМИ. Обострившаяся борьба за
читателя, слушателя, зрителя вынудила владельцев СМИ уделять больше
внимания повышению качества своих газет, программ радиостанций
и телеканалов. Рухнула монополия государства в области информации.
Раньше существовали только официальные информационные агентства
- ТАСС и АПН. В 90-х гг. они уже по многим параметрам проигрывали
не только вышедшим на российский рынок крупнейшим западным агентствам
(таким, как "Рейтер", Си-эн-эн и др.). но и российским
частным агент
ствам. Среди последних ведущую роль занял "Интерфакс",
выросший за де сять лет из маленькой фирмы с не сколькими сотрудниками
и стареньким компьютером в мощную информаци онную компанию.
На протяжении последнего десятилетия XX в. знаковым в развитии
СМИ стало создание медиаимперий, обладающих значительными средствами.
Издания, добившиеся огромного успеха в конце 80-х гг., превратились
в центры информационных концернов. Они создавали газеты, журналы,
телевизионные передачи.
К концу 90-х гг. в России сложились и мощнейшие медиахолдинги,
причём действующие уже не только на газетно-журнальном рынке.
Теперь они контролируют и телеканалы, и радиостанции. Это дало
им возможность вести собственную независимую информационную политику,
оказывать влияние на общественное мнение во всей стране.
Наиболее известным стал холдинг "Медиа-Мост", объединивший
под своим контролем телеканалы НТВ и ТНТ, радиостанцию "Эхо
Москвы", газету "Сегодня" и т. д. Его конкуренты
контролируют "первую кнопку" (Общественное российское
телевидение), телеканал ТВ-6, газету "Коммерсантъ" и
прочие СМИ. Центрами других медиахолдингов являются газеты "Комсомольская
правда" и "Известия", еженедельник "Совершенно
секретно", телеканал "REN TV".
В условиях жестокой конкуренции в последние годы XX в. противостояние
медиахолдингов обострилось. Обычными стали "информационные
войны", сопровождающиеся массовым тиражированием компрометирующего
материала и даже откровенной уголовщиной.