Приказы - органы государственного управления в XVI- начале XVIII
в.
Святейший синод -в 1721-1917 гг. высший государственный орган,
ведавший делами Русской православной церкви
Ныне Петровская земледельческая и лесная академия носит название
Московский сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева;
Музыкально-драматическое училище - Российской академии театрального
искусства; Институт путей сообщения - Университета путей сообщения.
Ныне Российский открытый университет носит название Университета
Российской академии образования (УРАО).
И В 40-х гг. в Москве были основаны новые академии: Академия
медицинских наук СССР (ныне Российская академия медицинских неук),
Акаде-мия педагогических наук РСФСР (с 1966 г. Академия педагогических
наук СССР; с 1991 г. Российская, академия образования). Академия
художеств СССР (ныне Российская академия художеств).
В течение многих столетий Москва была и до сих пор остаётся кладовой
российской учёности и науки. Сюда - в центр княжества, а затем
и всей России - тянулся "книжный люд", собирались лучшие
представители отечественной науки. Даже когда столица империи
переместилась на берега Невы, Москва по-прежнему считалась главным
городом Центральной России, столицей Московского учебного округа,
средоточием высших и научных учебных заведений. А после 1917 г.
оспорить у Москвы значение научного центра страны не мог уже никто.
"ВРАТА УЧЁНОСТИ"
На протяжении длительного времени письменность находилась в руках
духовенства и небольшого числа светских грамотных людей. В московских
и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах переписывали
и переводили книги, готовили "книжных писцов" из монахов
и светских "доброхотов". "Книжным хитростям"
обучали мальчиков и частные мастера грамоты на основе "ряда"
- договора.
В конце XV в., когда Москва стала столицей Руси, государству
понадобилось большое количество грамотных людей. В них нуждались
приказы и другие государственные учреждения. Именно здесь в 1564
г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили первую печатную книгу
- "Апостол".
Первым высшим учебным заведением на Руси стала Славяно-греко-латинская
академия. В 1681 г. на Печатном дворе возникла большая школа,
возглавлял которую иеромонах Тимофей. Она и стала основой будущей
академии. В 1687 г. в академии, разместившейся в Заиконо-спасском
монастыре, начались занятия. Для руководства ею патриарх Иоаки-мий
пригласил учёных монахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов.
Они преподавали греческий язык, грамматику, риторику, логику,
пиитику и физику, составляли для академии учебные пособия. В конце
XVII в. число учащихся превысило 200 человек. В 1701 г. Пётр I
придал этому учебному заведению статус государственной академии.
Студенты учились здесь 12-15 лет и выходили не только богословами,
но и переводчиками, медиками, редакторами. Уровень преподавания
в Славяно-греко-латинской академии был очень высоким и отвечал
требованиям лучших европейских высших учебных заведений. Впоследствии
в ней учились и первые русские академики М. В. Ломоносов и В.
К. Тредиа-ковский. В 1721 г. академия перешла в ведение Святейшего
синода и превратилась в церковное учреждение. А почти через 100
лет, в 1814 г., она стала называться Духовной академией и переехала
в Троице-Сергиеву лавру.
Придворные, а также знатные и богатые люди приглашали видных
учёных и дидаскалов (учителей), чтобы те обучали их детей наукам
и иностранным языкам. Например, преподавателем детей царя Алексея
Михайловича стал известный славянский просветитель и поэт Симеон
Полоцкий.
В XVIII столетии, когда сеть школ расширилась и открылись другие
учебные заведения, грамотных людей в России стало значительно
больше. Для подготовки специалистов, сведущих в морском деле,
инженеров и геодезистов в 1701 г. в Москве указом Петра I была
создана Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа),
разместившаяся в Сухаревой башне. Определяя значение этого учебного
заведения, царь говорил: "Не только к морскому ходу нужна
сия школа, но и артиллерии и инженерству". Среди её учителей
были иностранцы, принятые Петром I на русскую службу. На базе
Навигацкой школы в 1715 г. в Петербурге была учреждена Морская
академия. Среди учебников, написанных специально для Навигацкой
школы, особое место занимала "Арифметика" Л. Ф. Магницкого.
Эта книга оставалась лучшим учебником математики до середины XVIII
в. По "Арифметике" учился М. В. Ломоносов, назвавший
её вратами своей учёности. Сам автор книги происходил из крестьян
и, по некоторым сведениям, учился в Славяно-греко-латинской академии.
Почти одновременно с Навигацкой открылась Артиллерийская школа,
где учили "пушкарских и иных посторонних чинов людей детей
их словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной науке...".
Несколько позже в Москве были созданы Госпитальная (при военном
госпитале) и Инженерная школы.
В 1704 г. в Москве на Покровке по указанию Петра I лютеранский
пастор Эрнст Глюк открыл для русских юношей новое учебное заведение
- гимназию. Сын священника, Глюк получил образование в Виттенбергском
и Лейпцигском университетах: знал риторику, философию, геометрию,
историю, географию, множество иностранных языков, "был искусен
во врачевании". Обладая знаниями "разных языков и философской
мудрости", он разработал программу для своей гимназии, подобрал
преподавателей из числа иноземцев, проживавших в Москве, руководил
отбором и переводом учебных пособий. Помимо языков пастор намеревался
обучать воспитанников танцам, "телесному благолепию и комплиментам
чином немецким и французским", а также искусству верховой
езды. Правда, все планы осуществить не удалось: не хватало преподавателей.
За время своего существования до 1715 г. гимназия выпустила 300
человек.
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ИМПЕРИИ
Москва сохранила значение крупного культурного центра и после
того, как столицей империи стал Санкт-Петербург. В 1755 г. открылся
Московский университет - первый из ныне существующих в России.
Для детей дворян в Москве создавались частные благородные пансионы.
Для детей купцов, ремесленников, мелких служащих в 1786 г. было
открыто Главное народное училище (с 1804 г. Губернская гимназия,
а с 1833 г. 1-я Московская гимназия), а также шесть малых народных
училищ.
В 1801 г. в Москве скончался богатый армянский предприниматель
Ованес Лазаревич Лазарев. Своё огромное состояние он завещал на
устройство училища для детей бедных армян. Последнюю волю предпринимателя
через 14 лет исполнил его брат Овагим Лазаревич Лазарев, открыв
частное училище. В 1827 г. новое учебное заведение стало называться
Институтом восточных языков (ИВЯ). Однако лишь через 21 год институт
был официально признан высшим учебным заведением. Потомки основателя
оставались почётными попечителями вплоть до закрытия ИВЯ в 1918
г. Лазаревский институт по праву считался одним из главных центров
востоковедения и армянской культуры. Здание института и сегодня
можно увидеть в Армянском переулке - теперь оно принадлежит посольству
Республики Армении в Российской Федерации.
Долгую и славную историю имеет и Московский государственный технический
университет (МГТУ). Боле 170 лет назад, в 1830 г., из мастерских
при Воспитательном доме было создано Московское ремесленное учебное
заведение. После шести лет учёбы студенты покидали его стены со
званием учёного мастера. В 1868 г. заведение было переименовано
в Императорское техническое училище (ИТУ). Несмотря на название,
ИТУ было полноценным вузом, кузницей отечественных технических
кадров: за 87 лет существования оно подготовило более 3 тыс. высококвалифицированных
специалистов. Значение училища трудно переоценить: при нём действовала
первая в России Механическая лаборатория (с 1875 г.), а также
Химический и Физико-электротехнический институты. С крушением
империи в 1917 г. название ИТУ изменилось - его стали называть
Московским высшим техническим училищем (МВТУ), а вскоре оно получило
имя Н. Э. Баумана. С каждым годом МВТУ росло, и к 1930 г. здесь
училось уже более 7 тыс. студентов. После реорганизации МВТУ в
1930 г. появились многие известные институты: Московский авиационный
(МАИ), Московский энергетический (МЭИ), Московский инженерно-строительный
(МИСИ) и др. Почти 13 лет МВТУ носило другое название - Московский
механико-машиностроительный институт, а в 1943 г. славное имя
было ему возвращено. К концу XX в. МВТУ представляло собой огромный
учебно-научный комплекс, в составе которого действовали многие
научно-исследовательские институты, лаборатории, учебные центры.
В 1989 г. он был переименован в МГТУ и сегодня является ведущим
техническим вузом страны.
Во второй половине XIX - начале XX в. число высших учебных заведений
Москвы пополнилось Петровской земледельческой и лесной академией,
консерваторией, Музыкально-драматическим училищем, Институтом
путей сообщения и др. В начале 1914 г. в Москве работало 20 высших
учебных заведений.
ВЕК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Переломным рубежом в развитии образования стал 1917 год. Духом
революционной романтики была проникнута первая декларация советского
правительства по вопросам образования - "Основные принципы
единой трудовой школы". Главными задачами, которые она должна
была решить, стали ликвидация неграмотности и борьба с детской
беспризорностью. Везде возникали новые школы и кружки ликбеза
(ликвидация безграмотности), работала Московская чрезвычайная
комиссия по ликвидации безграмотности, добровольные Общество друзей
грамоты, общество "Долой неграмотность" и др. В 1920
г. в школах училось уже 22 тыс. рабочих, ремесленников и домработниц.
Если в 1882 г. в Москве среди жителей в возрасте от 9 до 49 лет
было более 50 % неграмотных, в 1897 г. - 35 %, в 1912 г. -30 %,то
к 1926 г. их осталось только 8 %, а в 1939 г. - 2 %.
Писатель Б. К. Зайцев вспоминал столицу 1920-1921 гг.: "Убогий
быт Москвы, разобранные заборы, тропинки через целые кварталы,
люди с салазками, очереди к пайкам... А вот наша Studio Italiano
(Итальянская студия. - Прим. ред.). В лавке писателей вывешивается
плакат: "Цикл Рафаэля", "Венеция", "Данте"...
И мы читаем в аудитории на углу Мерзляковского и Поварской, там
были высшие женские курсы... На зимних курсах бывало в нашей аудитории
холодно! Дамы и барышни, да и другие слушатели, сидели в шубах.
Вряд ли когда-либо, где-либо, кроме России, при такой обстановке
шли чтения".
В 1918 г. в Москве на базе существовавшего с 1907 г. Коммерческого
института был создан Московский институт народного хозяйства (МИНХ),
получивший в 1924 г. имя Г. В. Плеханова. Он стал ведущим экономическим
вузом СССР. Именно здесь готовили специалистов по государственному
планированию и управлению народным хозяйством. Всегда слывший
престижным, после крушения плановой экономики этот вуз стал чуть
ли не самым желанным для абитуриентов страны. Новые условия требовали
огромного числа специалистов в области экономики, банковского
дела, бизнеса, администрирования. В 1991 г. институт-изменил название,
теперь он называется Российской экономической академией имени
Г. В. Плеханова. Ежегодно вуз выпускает более 1 тыс. специалистов.
В начале 30-х гг. в Москве для подготовки историков и архивистов
был создан Институт архивоведения. Он занял старый красивый дом
на Никольской улице. Когда-то на этом месте находился знаменитый
"очаг культуры" - Печатный двор. Фрагменты его зданий
до сих пор можно увидеть во внутреннем дворе института. В 1932
г. Институт архивоведения получил название Московского государственного
историко-архивного (МГИАИ) и почти 60 лет был известен под этим
именем. В 1991 г. на основе МГИАИ был образован Российской государственный
гуманитарный университет (РГГУ). Кроме обычных факультетов в его
составе пять институтов, несколько научных центров. Такому огромному
вузу стало тесно в небольшом здании на Никольской, и в 1991 г.
он получил огромный комплекс зданий на Миусской площади. Здесь
РГГУ досталось историческое здание Московского городского народного
университета имени А. Л. Шанявского (действовал в 1908-1919 гг.).
В начале 90-х гг. расширилась практика платного обучения: появились
курсы по школьным предметам, лицеи и гимназии. В институтах дополнительно
набирают студентов для обучения на платной основе. Стали создаваться
и негосударственные вузы. Среди них наиболее известны Российский
православный институт Святого Иоанна Богослова, Российский открытый
университет, Университет Натальи Нестеровой и многие другие.
МОСКВА - НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
Открытый в 1755 г. Московский университет стал одним из главных
центров науки и просвещения в стране. При университете в XIX в.
возникли научные общества: истории и древностей российских, Медицинское,
испытателей природы, любителей российской словесно сти и др. Особенно
выросло число этих обществ во второй половине XIX в. Именно они
становились ведущими научными учреждениями. Так, Общество любителей
естествознания, антропологии и этнографии к концу XIX столетия,
по свидетельству современников, "развилось в обширную академию"
с целым рядом отделов, отделений и комиссий. По инициативе Московского
археологического общества были начаты многочисленные археологические
раскопки по всей стране.
В первые годы советской власти в Москве было создано несколько
крупных научных учреждений: Центральный аэрогидродинамический
институт (ЦАГИ; 1918 г.), Химический и Электротехнический институты
(оба в 1921 г.) и др. В 1934 г. по постановлению Совета народных
комиссаров из Ленинграда в Москву перевели Академию наук СССР.
При ней появились новые институты: С. И. Вавилов возглавил Институт
физики, П. Л. Капица - Институт физических проблем, О. Ю. Шмидт
- Институт теоретической географии.
В годы Великой Отечественной войны в Москве академик И. В. Курчатов
создал Институт атомной энергии. После его смерти институт получил
имя основателя. Сейчас это Российский научный центр "Курчатовский
институт". Его огромное здание на площади Курчатова стало
не только российским, но и мировым центром ядерных исследований.
Здесь был создан первый в Европе ядерный реактор, разработаны
ядерная и термоядерная бомбы, ставшие основой военной мощи СССР.
В Москве находится центр отечественной науки - Российская академия
наук (РАН). Это не только более тысячи академиков и членов-корреспондентов.
В её систему входит почти 300 научных учреждений, из них более
160 находится в Москве.
В 70-80-х гг. XX в. на Ленинском проспекте, напротив памятника
Ю. А. Гагарину, было возведено высотное здание президиума Академии
наук. В этом современном, украшенном затейливым орнаментом здании
сегодня работают руководство РАН и многие научные институты. Конференции,
семинары и международные встречи собирают на Ленинском тысячи
российских и зарубежных учёных.