В 60-х гг. XVI в. повелением царя Ивана Васильевича в Москве была устроена
типография для печатания и "умножения" книг в Московском государстве.
Разместилась она рядом с Заиконоспасским монастырём у Китайгородской стены,
возвышавшейся на берегу реки Неглинной. Первое время весь Печатный двор
включал всего одну "штанбу" (печатный стан). Там начинали свою
деятельность Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Но уже в первые годы следующего
века на Печатном дворе работали три "штанбы" - каждая под началом
своего мастера. В 20-х гг. XVII в. было уже четыре избы, и в каждой из
них книги печатали не на одном, а на двух и более станах. Постепенно увеличивалось
и количество работников Печатного двора. Старые мастера, первопечатники,
были универсалами, делавшими всё сами. Ещё в 1606-1610гг. мастер Анисим
Радишевский (или Рад-зишевский) собственноручно изготовлял типографское
оборудование, рисовал и отливал шрифты, делал печатные формы, работал
гравёром, художником и редактором. Однако уже через несколько лет всем
этим занимались разные люди - в типографиях шло быстрое разделение труда.
К каждому печатному стану кроме мастера были прикреплены два наборщика
для изготовления печатных форм, четыретередорщика (печатника), четыре
батыйщика, наносившие краску на формы, и один разборщик, который разбирал
наборные формы на отдельные литеры (буквы) после их использования. Кроме
того, были и другие работники, общие для всей типографии, -словолитец
(изготовитель шрифтов), знаменщик (художник), переплётчик, резец (гравёр),
столяр и кузнец.
В печатнях поддерживалась строгая дисциплина. Обязанности мастеровых
были строго упорядочены особыми наказами, которые предписывали работникам
держать "государево книжное печатное дело" на высоком уровне.
Перед печатанием каждой новой книги на Печатном дворе служили молебен.
После него мастеровым выдавалось по две копейки "на калачи".
Рабочий день в типографии не был ограничен, но в среднем работники трудились
по 11-12 часов в сутки, часто при свечах, которые расходовались там во
множестве. Отпуск никому не полагался. В то же время выходных дней у типографского
мастерового XVI-XVII вв. было примерно столько же, сколько и у современного
работающего человека. Отдыхали они по воскресеньям, в церковные праздники
(а их было более полусотни), в дни именин членов царской семьи. Кроме
того, бывали и более длительные перерывы в работе, - например, нерабочей
считалась первая неделя Великого поста.
За дисциплиной на Печатном дворе следили денщики - дежурные, назначавшиеся
из числа самих мастеровых. За прогулы мастеровых и денщиков сурово наказывали
штрафами. Существовало даже оригинальное правило, отучавшее работников
от прогулов "по договорённости", т. е. когда мастеровой просил
кого-либо подменить его. В таких случаях с не вышедшего на работу взималась
полная стоимость дневной выработки, а человек, заменявший его, получал
двойную плату. На Печатном дворе царила атмосфера строгости и ответственности
каждого за свой участок работы - в случае брака или несоблюдения правил
с мастеровых взыскивался штраф. Иначе и быть не могло, ведь книгопечатание
тогда приравнивалось к делам государственной важности.