8 Москве издревле селилось множество торговых людей. Все они объединялись
в особые корпорации. Богатейшей и самой влиятельной была корпорация "гостей",
т. е. купцов, которые вели торговлю с другими странами. Они владели промыслами,
землями, домами и даже целыми городами. Несколько ниже стояли корпорации
"Гостиная сотня" и "Суконная сотня", куда также входили
богатые и уважаемые купцы. Все торговые люди имели определённые льготы,
но были обязаны государству службой. Им приходилось работать на таможне,
в царёвых кабаках, на Печатном и Пушечном дворах, выполнять торговые поручения
казны и многое другое.
Прочие московские купцы объединялись в "ряды", специализировавшиеся
на торговле определённым товаром. Многочисленные лавки торговых рядов
располагались в центре Москвы, и вокруг них всегда царило оживление.
Иностранцы не раз описывали богатый и шумный столичный торг. Вот некоторые
из этих описаний.
"Перед Кремлём находится величайшая и лучшая в городе рыночная площадь,
которая весь день полна торговцев, мужчин и женщин, рабов и праздношатающихся.
Вблизи помоста стоят обыкновенно женщины и торгуют холстом, а иные стоят,
держа во рту кольца, чаще всего с бирюзой, и предлагая их для продажи...
На площади и в соседних улицах каждому товару и каждому промыслу положены
особые места и лавки, так что однородные промыслы встречаются в одном
месте. Торговцы шёлком, сукном, золотых дел мастера, шорники, сапожники,
портные, скорняки, шапочники и другие - все имеют свои особые улицы, где
они и продают свои товары... Тут же, невдалеке от Кремля, в улице направо,
находится их Иконный рынок (иконный ряд. - Здесь и далее прим. ред.),
где продаются исключительно писанные изображения... святых. Называют они
торговлю иконами не куплею и продажею, а "меною на деньги";
при этом долго не торгуются.
Далее в эту сторону, направо... находится особое место, где русские,
сидя при хорошей погоде под открытым небом, бреются и стригутся. Этот
рынок у них называется Вшивым рынком и так устлан волосами, что по ним
ходишь как по мягкой обивке.
В этой части (Китай-город) живёт большинство, притом самых знатных...
купцов, а также некоторые московские князья (аристократы)" - так
писал о торговых рядах в середине XVII в. немецкий путешественник Адам
Олеарий.
А вот что сообщает архидьякон Павел Алеппский, который дважды побывал
в российской столице в 50- 60-х гг. XVII столетия: "Ряды разбросаны
от одного края площади до конца её, и большая часть их выстроена из камня,
ставни лавок из чистого железа, и даже двери складов железные. Напротив
рядов находятся винные погребки, построенные из кирпича и камня, холодные
летом и тёплые зимой.
Для продажи книг есть особый ряд, для икон - особый, есть ряд для продажи
новых (церковных) облачений, другой - для колоколов, кадильниц и водосвятных
сосудов, есть ряд для торговли ладаном, другой - для продажи свечей.
Что касается ряда золотых дел мастеров, то большая часть его предназначена
для продажи серебряных окладов икон и их золочения. Есть ряд для продажи
монашеских мантий, ряс и шапок, чёрных саванов с изображением крестов
на них.
В каждом ряду есть большие сторожевые собаки: от конца ряда до другого
укрепляется длинная верёвка, а на ней блок; когда наступит вечер, привязывают
верёвку к шее собаки, а также к блоку той длинной верёвки, и собака без
устали бегает от начала ряда до конца.
Есть ряд для (продажи) железных вещей, принадлежностей для дверей, окон
и прочее; больших котлов, умывальников, сковород - всё из чистого железа
превосходной работы.
Есть ряд для продажи чудесных выпуклых и гладких оконниц из каменного
хрусталя (слюда), который не ломается, но гибок, как бумага...
Базар в этом городе бывает по средам и пятницам круглый год. На него
съезжаются из всех деревень и составляют рынок для купли-продажи. Причём
открываются и все ряды. Базар происходит на этой площади, и здесь бывает
невозможная теснота от большого скопления народа... Если случится в среду
или пятницу Господний или другой выдающийся праздник, то лавок не открывают
и не бывает торговли до окончания обедни...".