Реки делили столицу на четыре главных посада: Великий, Замоскворечье,
Занеглименье и Заяузье. У каждого из них был свой неповторимый рисунок
улиц. Так, в Белом городе ветвистые улочки напоминали сектор, в Китай-городе
- полукольцо, а в Земляном - настоящее кольцо. Улицы проходили по бровкам
долин рек и линиям водоразделов. Арбат располагается на бровке реки Сивки,
а Петровка - на бровке реки Неглинной. Таганская улица пролегает по водоразделу
Яузы и Москвы-реки.
В отличие от большинства европейских средневековых городов московский
посад к XVII в. не был строго разделён на аристократические и простонародные
кварталы. Расселялись горожане чаще всего стихийно. Хотя княжеские и боярские
роды тяготели к Китай-городу и Белому городу, а в Скородоме и Земляном
городе располагались ремесленные и военные слободы, в За-рядье Китай-города
и в Белом городе тоже жили ремесленники. Крупные княжеские владения порой
находились за стенами Скородома, в боярских усадьбах селились "дворовые
люди", делавшие ремесленные товары на продажу. Дворы духовенства
обычно размещались рядом с храмами.
Более жёстким было деление посадских слобод по профессиям жителей. В
Белом городе находилось множество дворов служилых людей - дворян и чиновников.
Из ремесленников здесь селилисГь оружейники - лучники и копейщики. Кроме
них хорошие места в защищённой части города получали ювелиры и иконописцы
Оружейной палаты.
Центр Земляного города безраздельно принадлежал ремесленникам. Стрельцы
жили в Скородоме, вдоль главных улиц. А за городской стеной, у ворот,
при выезде на дороги стояли ямские слободы. Вниз по течению рек располагались
ремесленные "грязные" слободы - Кожевники, Каменщики, Кузнецы,
Котельники, Гончары. На Яузе стояла Немецкая слобода, где жили иностранные
инженеры, врачи, архитекторы; к ней примыкали военные слободы наёмников.
Поселение чужаков было с двух сторон "взято в клещи" Спасо-Анд-рониковым
и Преображенским монастырями.
Центрами слободской жизни служили слободские церкви и так называемые
братские дворы, в которых располагалось самоуправление слободских общин.
Слобода распадалась на несколько улиц, на большинстве которых были свои
церкви, куда "уличане" собирались не только на молитву, но и
чтобы решить насущные дела. Кроме того, слободы имели и органы профессионального
управления: Ткацкий, Кадашный, Суконный, Ямской дворы. В совместном владении
слобожан находились и склады товаров.