По традиции высотками в Москве называют семь многоэтажных зданий, построенных
в конце 40-х - начале 50-х гг. по прямому указанию И. В. Сталина. К ним
относятся главный корпус Московского государственного университета на
Воробьёвых горах, здание Министерства иностранных дел (МИД) на Смоленской
площади, жилые дома на Котельнической набережной, Кудринской площади и
у Красных Ворот (Садово-Спасская улица), а также гостиницы "Ленинградская"
и "Украина". Планировалось .возвести восемь высотных зданий,
но последнее построить не успели. На этом месте теперь расположена гостиница
"Россия".
Решение о строительстве высотных домов было принято в 1947 г. Они должны
были оформить архитектурное ядро Москвы, обозначив его восемью издалека
видными вертикалями (дома, по идее градостроителей, должны были сочетаться
с главной вертикалью так и не построенного Дворца Советов). Одновременно
создание высоток было своеобразным вызовом главному международному сопернику
Советского Союза в послевоенные годы - США. Московские высотные здания
замышлялись как бы в пику американским небоскрёбам. Они должны были стать
не менее грандиозными и величественными, являя собой очередной пример
"успехов социалистического строительства" в СССР. Высотка на
Смоленской площади даже в проекте изначально напоминала известный нью-йоркский
не-' боскрёб 30-х гг. - госпиталь на Исг-ривер.
Но одновременно архитектура высоток должна была подчёркивать их национальное
своеобразие и преемственность традиций московского зодчества. В первую
очередь это достигалось за счёт шпилей и шатровых завершений, имитировавших
силуэты башен Московского Кремля. (Установить подобные завершения тоже
приказал сам Сталин.) Во внешнем оформлении зданий архитекторы также старались
следовать национальным традициям. Например, в наружном убранстве высотки
на Садовой-Спасской улице сочетаются классицистические элементы и древнерусские
мотивы. Декор других высоток - на Кудринской площади, гостиницы "Ленинградская"
- выполнен в стиле московского барокко.
Высотные здания действительно относятся к одним из самых запоминающихся
сооружений, возведённых в Москве на протяжении XX столетия. Однако их
конструкция, предназначенная производить внешнее впечатление, выполнена
в ущерб внутренней планировке. Погоня за эффектным обликом приводила к
настоящему абсурду. Так, создатели гостиницы "Ленинградская"
(1949-1953 гг.) словно не задумывались над тем, что в ней будут жить постояльцы,
- номера были плохо спланированы, а число их оказалось несоразмерно малым
по сравнению с величиной здания. Высотки перегружены украшениями, особенно
скульптурами на крышах.
Смерть Сталина ознаменовала и конец эпохи высоток. В 1954 г. на II Всесоюзном
совещании строителей высотные здания подверглись резкой критике. После
правительственного постановления 1955 г. "О борьбе с архитектурными
излишествами" строительство подобных сооружений окончательно было
признано ненужным. "Сталинский ампир", как успели прозвать подобный
архитектурный стиль, получив классическое воплощение в высотках, отошёл
в прошлое.