На улице Петровке располагается Высокопетровский монастырь. Он был основан
в селе Высоком не позднее 30-х гг. XIV в., ещё при жизни митрополита Петра.
В XVII в. монастырь был заново отстроен на средства бояр Нарышкиных и
стал их родовой усыпальницей. Именно здесь мать царя Петра I Наталья Кирилловна
похоронила двух своих братьев - Ивана и Афанасия, убитых стрельцами во
время бунта 1682 г. Знатные заказчики определили облик монастыря - его
нарядное убранство несёт отпечаток московского, или нарышкинского, барокко.
В память о спасении сына во время Стрелецкого бунта в Троице-Сергиевом
монастыре Наталья Кирилловна в 1690 г. приказала построить здесь церковь
Преподобного Сергия Радонежского с трапезной.
Главный монастырский храм поднялся в 80-х гг. XVII в. и был посвящён
иконе Богоматери, вывезенной Петром I из села Боголюбова под Владимиром.
Эта почитаемая на Руси икона, по преданию, была написана в Греции евангелистом
Лукой. Когда князь Андрей Бо-голюбский в 1157 г. бежал из Киева от своего
отца Юрия Долгорукого, он захватил её с собой. Недалеко от Владимира повозка
с иконой встала, и кони не пошли дальше. В этом месте Андрей построил
монастырь и княжескую резиденцию. Другой святыней монастыря была Толгская
икона Богоматери. В честь неё также была построена церковь (1744-1750
гг.).
В первые годы советской власти в Высокопетровском монастыре скрывались
опальные архиереи, лишённые большевиками епископских мест. Сюда же приезжали
священники, только что вернувшиеся из ссылки и ещё не получившие новых
назначений. В 1926 г. обитель упразднили. Последняя церковь была закрыта
в 1929 г. Многие купола на церквах были снесены, внутреннее убранство
разграблено.
После длительной реставрации, начавшейся ещё в 50-х гг. XX столетия,
Высокопетровский монастырь являет собой неповторимое зрелище Москвы XVII
в. Это единственный столичный ансамбль, сохранивший множество гульбищ
- галерей, опоясывающих храм. Вознесённые над землёй переходы были выстланы
белокаменной плиткой и снабжены водостоками. По ним знатные богомольцы,
не касаясь ногами праха земного, могли переходить прямо из трапезной в
храмы. Обилие аркад отдалённо напоминает об архитектуре итальянских монастырских
двориков.