В XVI-XVII вв. московские зодчие любили украшать храмы высоким и нарядным
шатровым завершением. Первый известный в истории русской архитектуры храм,
увенчанный каменным шатром, был возведён в селе Коломенском в 1532г. Это
Вознесенский собор, построенный в честь рождения у великого князя московского
Василия III первенца и наследника Ивана. Однако самой знаменитой в России
шатровой церковью стал неон, а Покровский собор на Красной площади, который
москвичи по старинной традиции называют храмом Василия Блаженного.
Известный московский юродивый Василий Блаженный был погребён на этом
месте за несколько лет до начала строительства собора, а впоследствии
к церкви пристроили посвящённый ему придел. Поэтому именовать весь собор
храмом Василия Блаженного не совсем верно, это название не считается официальным.
Изначально Покровский собор именовали Троицким, потому что он был построен
на месте Троицкой церкви. Его возвели рядом с Кремлёвской стеной, у самого
крепостного рва, и в старинных документах встречается также название "собор
Покрова что на Рву".
Собор был заложен в честь иного, не менее славного события: в 1552г. войска
московского государя Ивана IV взяли Казань. Через три года началось строительство
храма в память о трудной казанской победе. Зодчие Барма и Постник Яковлев
(по некоторым данным, это был один человек - Иван Яковлевич Барма) возвели
церковное здание, подобных которому не встречается в русской архитектуре
ни до XVI в., ни позднее.
Основной, самый высокий шатёр окружён восемью куполами. Ни один из них
по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый обильно украшен
карнизами, кокошниками, узкими световыми окнами, треугольниками, фигурными
нишами. В целом создаётся впечатление нарядности, праздничности и, кроме
того, объединения нескольких церквей в одну. Действительно, каждый купол
увенчан барабаном, под которым расположен придел (небольшое помещение)
с алтарём. Богослужение можно вести в любом из храмов-приделов, одновременно
в нескольких или же во всех сразу. Все они стоят на монолитном фундаменте
и соединены друг с другом системой переходов.
Историки искусства не раз выдвигали разнообразные предположения, как
лучше прочесть архитектурную символику Покровского собора и какие традиции
повлияли на его творцов (или творца). Одни считают, что храм восходит
к западноевропейской готической архитектуре, другие - к восточной, по
мнению третьих, он "произошёл" от древнерусских деревянных церквей.
Видимо, этот вопрос никогда не будет решён окончательно.
Что же касается символов, то в Покровском соборе воплощён прежде всего
образ Иерусалима - города, связанного с библейскими и евангельскими событиями
Священной истории, с его святыми местами и стоящими над ними храмами.
Силуэт "Московского Иерусалима" действительно напоминает город
с множеством церквей. Однако есть и другое прочтение. Ьентральный высокий
шатёр "собирает" вокруг себя восемь башенок с куполами пониже,
так же как Москва собирала земли, пока не образовалось могучее Московское
государство. Ожерелье разных куполов символизирует "коллекцию"
городов, собранную предками Ивана IV и пополненную им самим покорённой
Казанью.
В 20-х гг. XX в. здесь работал музей, а в 1936 г. Покровский собор чуть
было не снесли, поскольку он мешал движению демонстраций и парадов по
Красной площади. Однако, по счастью, власти переменили мнение. Впоследствии
храм стал филиалом Государственного исторического музея. На рубеже 80-90-х
гг по всей стране шли споры: нужно ли возвращать Церкви отобранные прежде
храмы, особенно если там расположились музеи? Вокруг Покровского собора
разгорелись особенно жаркие споры. Немудрено: самый центр столицы! В конце
концов установился компромисс. По большим церковным праздникам здесь идут
богослужения (возобновились в 1991 г.), а в остальное время работает музей,
который никуда не выехал и продолжает принимать посетителей.
В наши дни Покровский собор - напоминание о целой эпохе, яркой, воинственной
и славной для Москвы и всей России.