20 мая 1474 г. москвичи были потрясены катастрофой, случившейся в Кремле.
Там возводилось новое здание Успенского собора взамен старого, сооружённого
за полтора столетия до того и сильно обветшавшего. Строительство, к счастью,
ещё не было закончено, как вдруг стены обрушились. На Руси давно не возводили
больших, монументальных храмов. Опыт величественных церковных построек
XI-XII вв. давно позабылся. Зодчие не рассчитали: их строительный раствор
оказался "не клеевит", т. е. слишком жидок...
Великий князь Иван III решил в Европе поискать мастеров, которые сумели
бы справиться с делом. Его посол Семён Толбузин сумел договориться с болонским
архитектором из рода зодчих Фиораванти, пожелавшим поехать на Русь. Нет
точных сведений, как именно его звали: то ли Альберти, то ли Аристотель.
Некоторые считают, что этот итальянец, обладавший поистине энциклопедическими
знаниями, получил прозвище Аристотель - по аналогии с античным мудрецом.
Во всяком случае, в Москве все его звали Аристотелем, этим же именем он
сам подписывал письма.
Это был немолодой, умудрённый опытом человек. Фиораванти родился около
1415 г., и ко времени отъезда на Русь ему было около 60 лет. На родине
он прославился как умелый литейщик, инженер и архитектор. Мастер ремонтировал
стены и здания, доставал тяжести со дна морского, выпрямлял покосившиеся
колокольни, строил замок в Милане. В 1455 г. Фиораванти передвинул высокую
крепостную башню, не разбирая её, на несколько десятков метров!
В 1475 г. болонец прибыл в Москву, скоро сломал руины недостроенного
собора и наладил производство кирпича. Затем он совершил путешествие по
северным русским землям, знакомясь с архитектурой старинных соборов Владимира,
Суздаля, Новгорода Великого. Заодно Фиораванти побывал на Белом море и
посетил Соловецкие острова, добывая редких охотничьих птиц для миланского
герцога. Возвратившись в столицу, он приступил к строительству Успенского
собора.
Обладавший инженерными знаниями, болонский архитектор необыкновенно ускорил
работы. Москвичи дивились применяемым при строительстве техническим ухищрениям...
В 1479 г. собор был завершён. Его внешний вид говорит о том, что Фиораванти
использовал как древнерусские, так и итальянские традиции. Один из историков
выразил крайнее изумление: Аристотель "сумел так скоро и прекрасно
освоиться с лучшими мотивами русской архитектуры, взятыми из разных мест
России, что, глядя на Успенский собор, нельзя догадаться, что его создатель
не русский человек, а итальянец!". Действительно, в облике Успенского
собора в разное время видели черты то новгородского храма Святой Софии,
то владимирского Успенского собора. Детище Фиораванти стало символом Москвы
и Московского государства, самым известным и почитаемым храмом во всей
стране.
Летописи не сообщают о каких-либо крупных строительных работах, которыми
занимался итальянский архитектор после возведения Успенского собора. Однако
он прожил в Московском государстве после этого не менее шести лет. Вряд
ли его таланты оставались невостребованными. По мнению археолога И. Я.
Стеллецкого, Фиораванти "был отцом Кремля, а не участником в постройке
какой-то его части". Возможно, болонский мастер создал проект строительного
преображения всего Кремля: "...соборы, стены, башни, подземные ходы...
сооружались и возводились... по плану Кремля Аристотеля".
О последних годах жизни болонца известно совсем немного. Больше гипотез,
чем точных сведений. Предполагают, что он занимался чеканкой денег для
Ивана III, просился у великого князя на родину (требовали вернуть мастера
и сами итальянцы), однако отпущен не был и даже впал в немилость. Летопись
сообщает, что Фиораванти участвовал в походе 1485 г. на Тверь в качестве
специалиста по артиллерии и инженерному делу. В эпоху Возрождения многие
просвещённые люди играли роль "мастеров на все руки" - и живописцев,
и математиков, и инженеров, и военных...
Дата смерти Аристотеля Фиораванти не известна. Обычно называют период
между 1485 и 1490 гг. Столь долгая биография была очень редкой для людей
XV столетия. Фиораванти посчастливилось дожить до возраста, в котором
человека считали глубоким стариком. Он оставил яркий след в культурах
двух стран - Италии и России. Через много лет после его кончины на чужбине
в русских документах появилось упоминание о службе некоего Ивана Павловича
Аристотелева, - возможно, внука или правнука великого болонца.