Метро в Москве планировали построить ещё в начале XX в. Но из-за войн
и революций проект был заморожен, и осуществить его удалось только в 30-х
гг., когда население столицы резко выросло и прежние средства транспорта
- трамвай и автобус - уже не справлялись оперевозками пассажиров. 15 июня
1931 г. пленум ЦК партии принял постановление "О строительстве в
городе Москве метрополитена с 1933 г.". Строительством руководил
глава московской партийной организации Лазарь Моисеевич Каганович. Проект
сети метро, состоящей из кольцевой и радиальных линий, разработали советские
инженеры во главе с В. Л. Николаи при участии английских, немецких и французских
инженеров. Около 100 тыс. человек, присланных со всей страны, строили
столичный метрополитен.
Более 500 заводов срочно освоили выпуск нового оборудования для метро.
Но, несмотря на это, техники не хватало, и значительную часть работы приходилось
выполнять вручную. Метростроевцы жили и работали в тяжёлых условиях. Нередко
в туннели врывалась ледяная вода подземных рек, угрожая прервать строительство.
Несколько раз начинали оседать расположенные наверху дома, и их приходилось
укреплять железными сваями.
Рабочие и инженеры проявляли настоящий героизм. Бетонщица Зинаида Шахова
вспоминала: "...многие наши ребята, и я тоже, не выходили из шахты
по три-четыре смены. Мы все точно готовились к чему-то великому".
Строительство было завершено в рекордно короткие сроки - меньше чем за
два года. За это время метростроевцы пробили 16 км туннелей. По замыслу
Сталина московское метро должно было стать "дворцом для трудящихся".
На отделку станций ушли тонны мрамора, гранита, полудрагоценных камней.
15 мая 1935 г. открылось движение поездов через первые 13 станций. За
этот день было перевезено 370 тыс. пассажиров, причём никто из них не
бросил на пол ни единого окурка или клочка бумаги. Настолько поразила
всех красота Московского метрополитена, который до сих пор не имеет конкурентов
в мире.