Под таким именем москвичи и приезжие знают Комсомольскую площадь, которая
до 1932 г. называлась Каланчёвской. Когда-то это место именовалось Каланчёвским
полем по находившейся на нём пожарной каланче. В 1851 г. в поле была проложена
железная дорога, соединившая Москву с Петербургом. Тогда же закончили
строительство первого вокзала - Николаевского (ныне Ленинградский). По
приказу любившего порядок императора Николая I оба вокзала первой в России
железной дороги - в Москве и Петербурге - сделали совершенно одинаковыми.
Автором их проекта был архитектор К. А. Тон, создатель храма Христа Спасителя.
В 1862 г. рядом с Николаевским был возведён Ярославский вокзал, а в 1864
г. Рязанский (с 1894 г. Казанский).
Каким был Ярославский вокзал, уже никто не помнит, потому что в 1902-1904
гг. архитектор Ф. О. Шех-тель выстроил новое здание в неорусском стиле.
Похоже, образцом послужил терем царя Додона из пушкинской "Сказки
о золотом петушке". Есть и сам петушок - на высоком шпиле здания.
Выбор характерных для древнерусского зодчества декоративных элементов
как нельзя лучше отвечал названию вокзала. Ведь от него шла дорога в Ярославль
- древний русский город, центр княжества.
Ярославский вокзал на вид миниатюрен, зато с него начинается самая длинная
в мире железная дорога - магистраль Москва - Владивосток протяжённостью
9302 км. Вокзал связывает Москву с Севером, Уралом и Сибирью, а также
с Китаем и Монголией. В его оформлении преобладают спокойные "северные"
тона и краски, неяркий растительный орнамент.
Совсем по-другому выглядит Казанский вокзал. С него отправляются поезда
в Поволжье и Среднюю Азию - край яркого солнца и сочных красок. Это учёл
архитектор А. В. Щусев, когда в 1914г. начал строить новое здание вокзала.
Прежний кирпичный барак он заменил живописным зданием, в оформлении которого
сочетались русские и восточные мотивы. Для внутреннего оформления Щусев
пригласил художников из российского объединения "Мир искусства"-А.
Н. Бе-нуа, Б. М. Кустодиева, 3. Е. Серебрякову. Мастера, входившие в него,
часто обращались к прошлому и сказочным образам. Ресторан вокзала до сих
пор украшают живописные панно художника Е. Е. Лансере.
Как Казань не похожа на Петербург, так и красно-белый колорит Казанского
вокзала отличается от казённых жёлтых стен Ленинградского. До 1924 г.
вокзал назывался Николаевским, потом долгое время Октябрьским. Он сохранил
ту же строгую форму с часовой башней посередине. В 1977 г. внутренние
помещения вокзала были перестроены, а со стороны перронов пристроили огромный
зал ожидания, аналогичный возве-дёному в те же годы в Ленинграде. Теперь
он может принимать и отправлять до 50 тыс. пассажиров в день. Однако все
эти толпы стараются побыстрее миновать вокзальные помещения, вытянутые
вдоль центрального зала. А вот на Казанском, с его закоулками, люди порой
живут сутками и неделями. Одни ждут своего поезда, другие уже ничего не
ждут, а невольно пополняют армию московских бомжей (так называют людей
без определённого места жительства, т. е. просто бездомных). В 1997 г.
была завершена десятилетняя реконструкция вокзала. Он стал чище и просторнее,
обзавёлся крытыми перронами и электронной системой оповещения. Сейчас
через него ежедневно проходят 70 поездов дальнего следования и 200 пригородных.
Однако больше всего пассажиров принимает маленький Ярославский вокзал.
В 1995 г. он также был реконструирован и теперь пропускает 300 поездов
и до 400 электричек в день. Мест в залах ожидания не хватает, и летом
людской поток выплёскивается на Комсомольскую площадь. В 1983 г. специально
для приезжих был построен громадный универмаг "Московский".
Вообще, магазинов вокруг трёх вокзалов немного. Зато к услугам пассажиров
ларьки и лотки с самыми разными товарами, рестораны и даже казино. На
площади стоят автобусы, на которых приезжие могут совершить экскурсию
по российской столице.