Крупнейший в Москве музей зарубежного искусства носит имя Пушкина. Однако
есть по крайней мере три человека, которые могли бы претендовать на это
с большим основанием. Всю жизнь созданию музея посвятил профессор-искусствовед
Иван Владимирович Цветаев - отец замечательного поэта Марины Цветаевой.
Он лично добывал деньги у меценатов и ездил по разным странам, чтобы приобрести
произведения искусства и сделать слепки со знаменитых статуй. Эти слепки,
хранившиеся в Московском университете, стали основой будущей коллекции.
Хотя музей назвали именем Александра III, царская власть почти не участвовала
в его создании. Городская дума передала музею территорию бывшего Колымажного
двора на Волхонке, а финансировал строительство богатый промышленник Ю.
С. Нечаев-Мальцов. Здание в неоклассичеком стиле построил архитектор Р.
И. Клейн. Музей открылся в 1912 г.; профессор Цветаев всего на год пережил
это событие.
В собрание музея вошло более 200 слепков с известнейших скульптур античности,
Средневековья и эпохи Возрождения, коллекция древнеегипетских памятников,
картины мастеров европейской живописи. Каждый зал по замыслу Цветаева
был построен и украшен в стиле соответствующей эпохи. Инженер В. Г Шухов
разработал конструкцию громадных стеклянных перекрытий. А профессора В.
Г Залесский и В. М. Чаплыгин спроектировали уникальную систему отопления,
которая должна была обеспечить сохранность экспонатов. Многие категории
посетителей музей принимал бесплатно, поэтому нёс большие убытки. Правительство
по-прежнему не выделяло ему средств. Помогали меценаты, в том числе Нечаев-Мальцов,
который, даже разорившись, продолжал давать музею деньги.
После 1917г. Музей изящных искусав перешёл в руки Советского государства.
В его коллекцию влились и реквизированные собрания европейского искусства.
Позже она пополнялась археологическими находками, дарениями и покупками,
на которые музею отпускались государственные средства. Впрочем, в 30-х
гг. некоторые уникальные картины были проданы за границу. В 1937 г. в
честь 100-летия со дня гибели А. С. Пушкина музей назвали его именем.
После войны сюда передали коллекцию картин импрессионистов из закрытого
Музея новой западной живописи, причём до 60-х гг. эти картины запрещалось
выставлять, и они пылились в запасниках. Зато теперь собрание импрессионистов
- гордость Пушкинского музея.
В 1994 г. в соседнем здании открылся Музей личных коллекций, куда бесплатно
передано более десятка интереснейших коллекций живописи, икон, предметов
старины. Сегодня в Музее изобразительных искусств хранится около 500 тыс.
произведений древнего и европейского искусства. По количеству и качеству
экспонатов он, конечно, уступает петербургскому Эрмитажу, но зато превосходит
его уютностью и особой теплотой, которая свойственна только московским
музеям.