"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших
прудах появились два гражданина" - так начинается знаменитый роман
Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", со времён
написания которого Патриаршие пруды прочно ассоциируются с его героями.
В творчестве Булгакова не только почти все персонажи, но и улицы, и дома
написаны с натуры и имеют реальные прототипы. Можно проследить по точным
адресам, где именно происходило действие того или иного эпизода романа.
Итак, сердце писательской Москвы времён Булгакова - МАССОЛИТ.
"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном
кольце в глубине чахлого сада, отделённого от тротуара кольца резною чугунною
решёткой". По Булгакову, это "Дом Грибоедова". На самом
деле описан реальный дом № 25 на Тверском бульваре. Им владел сенатор
А. А. Яковлев, дядя А. И. Герцена. Теперь это здание тоже имеет прямое
отношение к литературе - в нём размещается Литературный институт имени
М. Горького. Ресторан "Дома Грибоедова", который сгорел благодаря
стараниям героев романа Коровьева и Бегемота, - это особняк С. И. Елагиной
на Страстном бульваре (дом № 11). Во времена Булгакова там размещался
Жургаз - Журнально-газетное объединение. Писатели жили в "Доме Драмлита"
("Дом Драматурга и Литератора"). Маргарита разгромила находящуюся
в нём квартиру критика Латунского. "...Её внимание привлекла роскошная
громада восьмиэтажного, видимо только что построенного, дома... фасад
дома выложен чёрным мрамором, двери широкие..." Этот дом и поныне
находится в Николопесковском переулке на Арбате. Здесь же, на Арбате,
"у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный
гражданин в клетчатом костюме и с ним чёрный крупный кот... Коро-вьев
объявил: "Прекрасный магазин! Очень, очень хороший магазин"".
Торгсин располагался по адресу: Арбат, дом № 54, корпус 2. Теперь здесь
тоже "очень хороший магазин" - гастроном "Смоленский".
А вот здание булгаковского театра Варьете, к сожалению, не сохранилось.
Его прототипом послужил Московский мюзик-холл, который в 1926-1936 гг.
находился в доме № 18 по Большой Садовой.
Дома главных и любимых героев Булгакова - Мастера и Маргариты - также
имеют настоящие московские адреса. "...И нанял у застройщика, в переулке
близ Арбата... две комнаты в подвале маленького домика в садике"
- так описывает сам Мастер своё жилище в доме № 9 по Мансуровскому переулку.
Возлюбленная Мастера Маргарита Николаевна "со своим мужем вдвоём
занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ
Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает
направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу
дорогу - особняк цел ещё до сих пор". Это дом № 6 по Малому Ржевскому
переулку. И наконец, главный московский булгаковский адрес, адрес "нехорошей
квартиры" № 50 по Садовой улице, в доме № 302-бис -это Большая Садовая,
дом № 10. "Нехорошая квартира" также описана с натуры - в ней
Булгаков жил в 1921 - 1924 гг. Интересно отметить, что этот дом связан
ещё с одним событием - в квартире № 38 С. А. Есенин познакомился с американской
танцовщицей Айседорой Дункан.
Лишь с недавнего времени это здание украшает мемориальная доска, рассказывающая
о том, что именно здесь проходили основные события самого знаменитого
романа Булгакова. Стены подъезда "народные" художники - почитатели
булгаковского романа расписали рисунками и цитатами из "Мастера и
Маргариты". С 1980 г. среди молодёжи литературные паломничества к
этому своеобразному музею-квартире стали традиционными.
Однако в творчестве Булгакова не только с "Мастером и Маргаритой"
связаны "натурные" зарисовки Москвы 20-30-х гг. Так, например,
прототипом знаменитого профессора Филиппа Филипповича Преображенского
из "Собачьего сердца" послужил дядя Булгакова - врач Николай
Михайлович Покровский. И соответственно квартира Преображенского - это
квартира Покровского, расположенная по адресу: улица Пречистенка, дом
№ 24. Там была даже пресловутая сова, разодранная в повести Шариком. А
в основу произведения "Записки покойника (Театральный роман)"
лёг конфликт Михаила Булгакова с руководством Московского художественного
академического театра из-за постановки его пьесы о Мольере "Кабала
святош". Независимый театр - это МХАТ, а прототипами его директоров
- Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича - стали К. С. Станиславский
и В. И. Немирович-Данченко.