Таким образом, расселение государева конюшенного чина от Боровицких ворот внутри Кремля, через Черторье, или Пречистенку, в Белом городе, через Пречистенку и Остоженку в Земляном городе, уходило на Девичье Поле и дальше к Москворецким лугам. Весь этот юго-западный угол древней посадской Москвы, по всей местности, в улицах и переулках, был заселен по преимуществу людьми конюшенного чина: конюхами, стряпчими, задворными, стремянными, конюшенными сторожами и разного наименования деловыми конюшенными людьми, колымажниками, подковщиками, уздниками, седельными мастерами.
Вначале каждый особый род занятий или особая служба и работа всегда отделялась и особою слободою поселения, главным образом по случаю налагаемого на работу или промысел особого тягла или особой службы, которая была таким же тяглом.
Множество таких отделенных слобод с населением особого рода труда, ремесла и промысла и до сих пор сохраняет свои имена в урочищных прозваниях приходских храмов. Впоследствии мало-помалу эта замкнутость тяглового или служебного порядка в жизни обывателей распадалась и население смешивалось: к дворам первых поселенцев уже примыкали и пристраивались дворы поселенцев с иными занятиями. Это происходило по мере распространения и увеличения населения во всем городе, когда постепенно и повсюду пустые места занимались новыми пришельцами. Так и Черторье в древнее время исключительно было заселено конюшенными большими и малыми чинами великокняжеского дворца, теснившимися вокруг государевых конюшен, стоявшими, как упомянуто, по самой средине Черторья.
Против конюшен к Москве-реке были устроены так называемые Водяные ворота, существовавшие прежде в Земляном валу, а потом и в стене белокаменного города4. От стоявшей вблизи одной из древних церквей Москвы, во имя Всех Святых, ворота прозывались Всесвятскими, а к концу XVII столетия и Тресвятскими. Как Водяные, они исключительно служили и для водопоя коней, и для добывания москворецкой воды на обиход всех обывателей близлежавшей местности. В древнее время моста от этих ворот через реку на ту сторону не существовало, существовал только перевоз на лодках.
Однако уже в 1611 г. во время борьбы с засевшими в Кремле поляками мост перед этими воротами был даже укреплен, и на нем поставлены орудия против поляков (Сказания о Дмитрии Самозванце, 1, 207). Сравним V, 97, где Маскевич говорит не о мосте, а об остроге, так что является сомнение, не употреблял ли Бер (1, 207) слова "мост" вместо слова "ост-рок" - укрепление, тем более что через строку ниже он говорит о действиях русских пушек через реку. Во всяком случае если и был какой-либо мост в это время, то он был устроен только на плотах, подобно Москворецкому, называвшемуся по такому же устройству Живым.
В 16..5 году Всесвятские ворота названы Берсеневскими по имени урочища на той стороне Москвы-реки и церкви Николы на Берсеневке. Такое название должно указывать на постоянное сношение здешней местности с Берсеневским Замоскворечьем, а это в свой черед служит указанием, что переправа через реку происходила по постоянному мосту6.
О каменном мосте через Москву-реку, где именно не известно, помышляли еще при царе Михаиле Федоровиче, когда для этой цели в 1643 г. был вызван палатный мастер Яган Кристлер7 представивший царю мостовой образец (модель) с чертежами на три статьи и подробную смету. Дело, впрочем, ограничилось только одними предположениями и сметами, которые хотя не были приведены в исполнение даже и при царе Алексее, но послужили, по всему вероятию, немаловажным материалом при сооружении моста при царевне Софье.
К концу XVII столетия сношения по этому пути с Замоскворечьем настолько увеличились, даже и по случаю Крымских походов князя В. В. Голицына, что, наконец, было признано необходимым построить здесь постоянный каменный мост. Почин в этом деле принадлежал тому же князю В. В. Голицыну, и потому сооружение моста ему и приписывается. Однако при его управлении было положено только начало этому делу. Мост начат постройкою в 1687 году, в год первого его Крымского похода, весьма неудачного, как оказалось. В тот год был сделан только один столп (бык) каменный. Затем постройка продолжалась пять лет. Следовательно, был окончен уже в 1692 году. Строителем был какой-то чернец (Записки Желябужского, изд. Языкова, стр. 18; Русская Старина, III, 191). Снегирев неправильно относит постройку от 1682 до 1687, ссылаясь на Желябужского, который начало постройки относит к 1687 году.
Древнейшая из церквей, находившихся в Черторье, была церковь во имя Всех Святых, прославившая это имя страшным пожаром, начавшимся в 1365 г. в ее местности и опустошившим весь город и посад без остатка. Пожар так и прозывался "пожаром от Всех Святых" и долго был памятен народу как небывалое великое бедствие. Вместе с другими причинами этот пожар послужил главным поводом к постройке первых каменных стен вокруг Кремля, которые были заложены на другой же год, в 1366 г. Летописец описал это бедствие такими словами8: (П. С. Р. Л., VIII и VII).
Церковь стояла над крутым берегом Москвы-реки почти на самом его краю, так что когда местность Черторья была укреплена со стороны реки земляным валом, то пришлось этот вал насыпать возле самой церкви, отчего впоследствии она стала обозначаться Всех Святых, что в Валу. Кроме того, она обозначалась, что у Алексеевского монастыря, что у Алексеевской башни.
Она стояла в расстоянии нескольких сажен от сохранившейся доныне тоже старинной церкви Николы Старой Прощи или Похвалы Богородицы, что в Башмакове, по направлению к Храму Спасителя. При устройстве площади вокруг этого храма поднято было при раскопках целое кладбище, на котором сохранялось множество гробов, высеченных из цельных белых мячковских камней от 2,5 до 3 аршин длины, что обнаружило значительную зажиточность древних прихожан церкви Всех Святых.
Вначале этот храм был деревянный. О постройке каменного существуют два свидетельства, и оба ссылаются на надпись, высеченную на камне, находившемся в стене паперти9. Одно (Путеводитель к древностям и достопамятностям Москвы. Ч. III, 59) утверждает, что церковь построена в 7023 (1515) г. князьями Иваном и Федором Ивановичем Репниными. Другое (Географический словарь Щекатова, 1, 687), приводя те же имена, утверждает, что построена в 7203 (1695) г. В родословных (Долгорукого и Бархатной) таких имен не оказалось. В Дворцовых разрядах также не встретилось этих имен. В 1629 г. по случаю пожара церковь значится каменною.
При описи церковных земель для устройства кладбищ в 1657 г. она тоже означена каменною, следовательно, она была построена гораздо раньше и, быть может, именно в 1515 г. Но затем, к концу XVII столетия, она обветшала и построена вновь в 1695 г., когда, генваря 21-го, была освящена (Материалы Москвы, стр. 416).
В 1637 г. при ней существовал теплый храм во имя Макария Желтов-ского, который первоначально был построен в 1619 г. деревянный и до московского разорения не существовал. В 1629 г. он сгорел и был выстроен снова и обозначен теплым. В 1681 г. упоминается у Всех Святых придел Дмитрия Святого, и самая церковь обозначена, что на Берегу.
В 1685 г., августа 27, церковь погорела, почему была освобождена от платежа с причта денег.
В 1731 г. прихожанин генерал-майор Иван Васильевич Панин построил в трапезе придел во имя Пресвятой Богородицы Явления Живоносного Источника.
В 1738 г. другой прихожанин, комнатный стольник Федор Бутурлин, испросил себе в приделе Макария Унженского особого священника (Материалы, 1,416).
Как упомянуто, вблизи церкви Всех Святых и ближе к Водяным воротам стояла и доныне стоит другая церковь во имя Николая Чудотворца, именуемая Старая Проща (1668 г. Вивлиофика, XI, 44), известная ныне по приделу под именем Похвалы Богородицы10.
В XVII столетии, напротив того, она носила прямое имя Похвалы Богородицы с приделом Николая Чудотворца и обозначалась, что в Чертолье у Водяных ворот - 1625 г., у Всесвятских ворот - 1681 г., но в XVIII столетии все еще именовалась Старою Прощею (1730 г.).
В 1657 г. она обозначена главным храмом Николы Чудотворца Явленского, что в Пречистенской улице, следовательно, во имя Похвалы Богородицы было поставлено во главу уже после этого года.
1681 г. - на берегу за Старым Дровяным Двором (М., II, 400). 1699 г. - Похвалы (513).
На 5-й неделе Великого поста, когда праздновали Похвале Богородицы, здесь в XVII столетии совершалась духовными властями праздничная служба, по патриаршему указу с 1677 г. посылка властей к этой службе была прекращена.
Но перед тем в свое время Старая Проща, по всему вероятию, пользовалась в народе большою славою по случаю происходивших здесь прощений, то есть чудесных исцелений от различных недугов, почему и народ прозывал самую церковь Прощею. Старая Проща вместе с тем указывает, что в то время существовали уже явления исцеления на новом месте, в новом храме, каким был в 1628 - 1636 гг. Никола Явленный на Арбате, точно так же славившийся благодатию чудесных исцелений11 и потому в народе называвшийся Новою Прощею12.