Но есть категория дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. По этим делам материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Это, по сути, тоже расследование, только производство его ограничено одним месяцем, и составы преступлений, по которым производится дознание, более облегченные и в основном без квалифицирующих признаков, наказание по которым предусматривает до пяти лет лишения свободы. Таких составов преступлений в УК РФ - всего 68. Проводит его специализированная служба дознания. Слово дознание происходит от русского слова “дознать”, “дознаться”, то есть точно разузнать, удостовериться в чем-либо.
Следует четко представлять разницу между органами дознания и специализированной службой дознания.
Органы дознания - это милиция, командиры воинских частей, органы государственного пожарного надзора, ФСБ, пограничной службы, налоговой полиции, капитаны морских судов, начальники зимовок и исправительно-трудовых учреждений, - те представители государства, на которых возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Все это производится в рамках дел, по которым предварительное расследование обязательно, и до принятия следователем уголовного дела. Они же обязаны предупреждать и пресекать преступления. В роли представителя органа дознания в милиции может выступать участковый инспектор, оперуполномоченный.
Специализированная служба дознания (ССД) как раз и расследует те 68 составов преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно. В территориальном отделе внутренних дел это, как правило, группа дознавателей, включающая от 4 до 6 сотрудников во главе с начальником отделения по организации раскрытия и расследования преступлений, а проще говоря, - отделения дознания. Специализированная служба дознания появилась после решения разделить органы внутренних дел на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Считается, что ССД расследует те преступления, которые отнесены к милиции общественной безопасности, поэтому она входит в ее структуру. В процессе дознания все от первого протокола до передачи дела в суд, делает дознаватель, в отличие от следователя, которому на протяжении всего предварительного следствия оказывают помощь оперативные службы. Согласно УПК РФ они обязаны выполнять любое поручение следователя. У дознавателя такой поддержки нет, и он остается один на один со своими проблемами при сборе доказательств. Дознаватель имеет те же полномочия, что и следователь, в пределах своей компетенции.
При производстве следствия и дознания применяются единые правила собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств, единые основания для избрания и отмены мер пресечения. В отличие от предварительного следствия, дознание должно быть закончено в срок не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, хотя сроки могут продлеваться вышестоящим прокурором.
Дознание по этим 68 составам заканчивается составлением обвинительного заключения или постановлением о прекращении дела.
Итак, в расследовании уголовных дел, подведомственных МВД, существует как бы три уровня. Первый - это уголовные дела, по которым предварительное следствие обязательно. Второй - это уголовные дела, по которым предварительное следствие необязательно. Их расследует специализированная служба дознания. Первые два мы уже рассмотрели. Третья - так называемая протокольная форма досудебной подготовки материалов. Согласно статье 414 УПК РФ по тридцати трем статьям УК РФ необязательно производство предварительного следствия или разрешено применение протокольной формы. Составы здесь юридически несложные. Например, хулиганство, угроза убийством, заражение ВИЧ-инфекцией, клевета, оскорбление, мелкая кража, обман потребителей и т. д. В этом случае преступление очевидное (раскрыто), известен правонарушитель, который сам признает, что совершил преступление, есть достаточное количество свидетелей происшедшего. Проводить следственные действия и искать доказательства вины нет необходимости, все на виду. Поэтому, чтобы ускорить доведения таких дел до суда, и существует такая форма. Здесь органы дознания не позднее, чем в десятидневный срок, устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, очевидцев и других лиц. У правонарушителя в письменной форме отбирается обязательство являться по вызовам органов дознания и суда и сообщать о перемене им места жительства. Таким образом, здесь исключена такая мера пресечения, в том числе и арест до суда. Об обстоятельствах совершенного преступления составляется протокол. В нем указываются время и место его составления; кем составлен протокол, данные о личности правонарушителя, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства, фактические данные, подтверждающие наличие преступления и виновность правонарушителя, квалификация преступления по ст. У К РФ, данные о потерпевшем и размере причиненного ему ущерба. К протоколу приобщаются все материалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Затем начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, при наличии достаточных оснований возбуждает уголовное дело (кроме дел о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ) и формулирует обвинение с указанием статьи У К РФ. Лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, разъясняются сущность обвинения и его право знакомиться со всеми материалами дела, иметь защитника, заявлять ходатайства и обжаловать действия органа дознания. Только после этого уголовное дело направляется прокурору, который в срок, не превышающий трех суток, принимает одно из следующих решений: о направлении уголовного дела в суд; о направлении уголовного дела для производства дознания или предварительного следствия; о прекращении уголовного дела.
Такой порядок производства по уголовным делам запрещается, если правонарушитель несовершеннолетний или не может в силу своих физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять свое право на защиту.