Начнем с общеизвестного ГАИ, в настоящее время это Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ГИБДД. Служба эта, прямо скажем, не в почете у водителей, хотя здесь много субъективного. Как только не называют в народе сотрудников этой службы! В качестве самого щадящего и нежного можно привести именование “люди из племени гаи”. О них больше всего сложено анекдотов и поговорок, например, “асфальт жирный, всех прокормит” и т. д.
Но как бы ни ругали инспекторов ГИБДД, они только одним своим присутствием на дороге дисциплинируют водителей. Возьмем хотя бы наивную солидарность водителей, когда подмигиванием фар они предупреждают друг друга о наличии впереди на дороге инспектора ГИБДД. Очевидно, что поступки водителей направлены против деятельности инспектора, но как не парадоксально и они способствуют целям его работы. Тут же все сбрасывают скорость, вспоминают о ремнях безопасности и правилах дорожного движения. А если бы не было такой “опасности”?! Только в Москве за сутки в дорожно-транспортных происшествиях гибнет в среднем 3, а получает травмы и увечья 10 человек.
А ездили ли вы в машине, управляемой инспектором? Он ведет машину не как бог на душу положит. Настоящий инспектор влюблен в автомобиль и воспринимает правила дорожного движения как естественный закон. Дорожные ситуации им разрешаются с математической гениальностью и с пассажирского кресла кажутся игрой. Одновременно он замечает все погрешности соседей по дорожному движению. Это мастер. Вот какими хотят видеть инспектора ГИБДД всех водителей, не говоря уже о технической исправности автомобилей и их внешнем виде.
Что же на самом деле происходит сейчас на дорогах столицы? К концу 80-х сложилась резкая диспропорция между ростом автомобильного парка столицы и развитием транспортной сети. Это вызвало проблемы, с которыми давно знакомы автомобилисты в больших городах Европы - это “пробки” и, как следствие, высокая загазованность столичных улиц. Чтобы прорваться сквозь затор, иные водители обгоняют километровые очереди по тротуару, объезжают их дворами, выезжают на встречную полосу движения.
На наших дорогах всегда не хватало культуры и взаимного уважения. Но раньше все же существовало некое братство водителей. В трудную минуту они помогали друг другу. Бесплатно. Сейчас на дорогах процветает откровенное хамство, начало которому, на мой взгляд, положили водители иномарок. Сейчас любой частник, не обладающий престижной моделью, должен униженно уступать дорогу несущемуся с зажженными фарами джипу. И попробуй, не уступи! Или ситуация, когда в одном из направлений не работает светофор. Два перпендикулярных потока выжимают друг друга, пока не создают глухой тромб. В итоге “хвост” автомобильного потока остается на перекрестке уже при красном сигнале, блокируя движение. И вот тут, я уверен, все Вспоминают сотрудника ГИБДД, все думают, что только он способен отрегулировать движение, а его нет, потому что поставить инспектора на каждом светофоре невозможно, да и нет необходимости. Справедливости ради следует отметить, что в пробках меньше всего виноваты сотрудники ГИБДД.
Хотя гнев водителей в отношении ГИБДД бывает понятен и справедлив. Особенно когда при совершении мелкого ДТП томятся в пробке тысячи водителей, и все это происходит из-за нерасторопности ГИБДД. Знакомая ситуация и в дачный период, при въезде и выезде из Москвы, в выходные дни.
В настоящее время в городе состоит на учете 2347000 автомашин, прирост которых сегодня стал снижаться. Зато развитие транспортной сети идет с опережением. Строится третье транспортное кольцо, начаты работы по расширению основных проспектов города, существенно ограничен въезд в город большегрузных (от 7 тонн и выше) автомобилей, активно ведутся локальные работы (устраиваются “карманы” для общественного транспорта, строятся подземные пешеходные переходы и т. д.). Словом, пропускная способность столичных магистралей стала расти.
Но и участники дорожного движения должны меняться в лучшую строну. Я думаю, что не за горами то время, когда люди устанут от такого противостояния, начнут уступать друг другу дорогу, сотрудничать с инспекторами ГИБДД, и “дикое” время уйдет в прошлое.
15 июня 1998 года вышел Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения”. Указом было утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. С этого момента ГАИ стало именоваться ГИБДД.
Указ Президента РФ должен послужить серьезным переменам в работе Государственной инспекции и прежде всего в психологии его сотрудников. Инспектор ГИБДД должен стать прежде всего помощником водителей и не придираться к последним по мелочам. Главной задачей ГИБДД остается защита законных прав и интересов участников дорожного движения.
Согласно приказу МВД РФ от 1 июня 1998 года основанием для остановки автотранспортных средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия (ДТП), административного правонарушения, преступления;
- нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании автотранспортного средства в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ГИБДД, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
Остановку транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины. Причем при обращении к участникам движения сотрудник милиции должен представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства.
Отдел ГИБДД УВД округа руководит отдельным батальоном дорожно-патрульной службы (ДПС) и регистрационно-экзаменационным отделом (МРЭО). Названия двух основных подразделений окружного ГИБДД говорят сами за себя.
Инспекция безопасности дорожного движения осуществляет государственный контроль над соблюдением: - правил дорожного движения; - правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии;
- правил, нормативов и стандартов по установке и эксплуатации технических средств регулирования дорожного движения (дорожные знаки, ограждения, светофоры и т.д.);
- разработанных ею нормативных документов (правил), регламентирующих требования к переоборудованию автомобилей, к подготовке будущих водителей, к перевозке тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. Кроме того, ГИБДД:
- принимает экзамены по ПДД и навыкам вождения, выдает удостоверения на право управления транспортными средствами;
- регистрирует транспортные средства, выдает документы и номерные знаки на автомобиль;
- ежегодно занимается организацией и проведением технического осмотра автотранспорта; - проводит пропаганду правил дорожного движения; - занимается розыском угнанных и похищенных автомашин, а так же водителей, скрывшихся с места происшествия;
- на месте дорожно-транспортного происшествия принимает меры по эвакуации людей, оказанию им до-врачебной помощи, к транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.
Кроме этого, в пределах своих полномочий сотрудники ГИБДД округа проводят дознания по ДТП, ведут их учет, выявляют причины и условия, способствующие совершению ДТП, на договорной основе сопровождают автотранспорт.
Батальон дорожно-патрульной службы ГИБДД округа делится на 3-4 роты, которые обслуживают территории районов предыдущего административного деления. По такому же принципу располагаются и пункты регистрации, переоформления, снятия с учета, восстановления утраченных документов на автотранспортное средство.
В рамках системы единой дислокации, а проще говоря, взаимопомощи, инспектор ГИБДД, кроме выполнения своих прямых обязанностей, как сотрудник органов внутренних дел должен пресекать любое правонарушение, происшедшее в зоне его работы. Тут ему чаще приходится взаимодействовать с патрульными нарядами, например, муниципальной милиции или вневедомственной охраны. Вместе с тем, всем милицейским нарядам, кроме инспектора ГИБДД и участкового инспектора, запрещено осуществлять контроль за соблюдением водителями ПДД. Исключение может быть в случаях введения в действие специальных планов, например, “Перехват”, а также при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка.
Кроме ГИБДД отделов округа в городе работают и другие подразделения Госавтоинспекции, которые входят в структуру Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы. Это, прежде всего, отделы гибдд, обслуживающие спецтрассы, спецполк, обслуживающий МКАД, мотовзвод, сотрудники которого работают на мотоциклах “BMW”, отдельный батальон ДПС, ОТОП -1 и 2, отдел по работе с иностранными гражданами.