В жизни крупнейших городов мира, в том числе и Москвы, метрополитен является ведущим и наиболее удобным для населения видом транспорта. Московский метрополитен - это сложное многоотраслевое предприятие. Протяженность десяти линий метро составляет около 300 км, а число станций равно 157. За год поездами метро перевозится более 3 млрд. человек (в сутки 9 млн.), что составляет половину всех пассажиров, пользующихся всеми видами транспорта.
С момента ввода в строй первой линии метро, II мая 1935 года, было создано и подразделение милиции по его охране.
В те годы метро за сутки перевозило около 200 тысяч человек, а на каждую станцию в целях обеспечения безопасности пассажиров заступали на службу от 7 до 12 постовых милиционеров. Они безотлучно находились в вестибюлях, у каждого тоннеля, в торцах платформы, в подземных переходах. Постовые не имели права оставлять пост даже при необходимости задержать преступника. В таких случаях свистком вызывались другие милиционеры.
Сейчас в пересчете на каждую станцию людей в форме значительно меньше, но метро по-прежнему остается, в криминальном смысле, самым спокойным местом в городе. Здесь раскрываемость преступлений самая высокая по городу и составляет свыше 90%.
Управление внутренних дел на метрополитене делится на отделы милиции, которые отвечают за состояние правопорядка на определенной линии метро, к примеру, Серпуховской. В своей структуре УВД по охране метрополитена имеет службы уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью, дознания, следствия и другие. Все преступления, совершенные в метро, раскрываются и расследуются сотрудниками милиции метрополитена. Чаще всего здесь привлекают за кражи, хулиганство, незаконное хранение оружия, боеприпасов и наркотиков, задерживают лиц, разыскиваемых правоохранительными органами Москвы и других регионов России. Значительную роль в борьбе с правонарушениями играют специальные группы уголовного розыска, работающие в метро в штатском.
После первых взрывов в метро в 1977 году, кроме введения обращений почти на каждой станции с просьбой не забывать свои вещи, были убраны все урны с платформ и вестибюлей и создан дивизион по сопровождению электропоездов. Сотрудники этого подразделения были обязаны буквально прочесывать состав в движении, выявляя подозрительные вещи и людей. Его создание было обусловлено еще и возросшей порчей пассажирами подвижного состава, особенно в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
С начала чеченских событий, не без помощи средств массовой информации, по Москве стали гулять слухи о возможных терактах, в том числе и на метрополитене. Страхи материализовались II июня 1996 года. Тогда прогремел взрыв в вагоне поезда на перегоне между станциями “Тульская” и “Нагатинская”, в результате которого пострадало шестнадцать человек. После этого на метрополитене были приняты беспрецедентные меры безопасности. Теперь каждый поезд, прибывающий на конечную остановку, подвергается тщательному осмотру. Все сиденья в вагонах метро наглухо заварили электросваркой, и теперь что-либо спрятать под ними невозможно. На всех станциях установили видеокамеры, с помощью которых можно вести круглосуточное наблюдение за платформами, эскалаторами и вестибюлями.
В УВД на метрополитене также произошла некоторая реорганизация. Прежде всего, было создано дежурное подразделение по осмотру места происшествия, имеющее на своем вооружении “бомбовые одеяла” (ими можно временно накрыть взрывоопасный предмет), рентгеновские и ультразвуковые приборы. Наиболее серьезными средствами для обезвреживания взрывных устройств располагают саперы из ФСБ. На своем вооружении они имеют противоосколочные скафандры и гидродинамическую пушку “Выстрел”, способную не только изучить конструкцию взрывного устройства, но и разрушить его. Для изоляции взрывных устройств или подозрительных предметов практически все станции метро оборудованы взрывозащитными камерами.
Стали применять в метро и собак. Сейчас в УВД их тринадцать, причем четырех лабрадоров привезли из Англии. В отличие от других своих собратьев они более чувствительны и выносливы. Они будут работать на тол, на наркотики, на оружие.
Но это все равно не Нью-Йорк, где еще в 1903 году осознали опасность взрыва и создали в Управлении полиции Bomb Squad (команду по взрывам). Это самое известное среди населения подразделение в системе полиции. В его штате 32 человека. Все они проходят специальную подготовку в Академии ФБР и являются высококлассными специалистами по саперному делу. Офицеры подразделения разбиты на отделения по 4 человека. Работа по исследованию и нейтрализации взрывного устройства всегда выполняется как минимум двумя сотрудниками отряда. Члены команды имеют свободный доступ практически во все здания города, независимо от их статуса и формы собственности (включая комплекс зданий ООН, Рокфеллер-центр, фондовую биржу и т. д.)
В Отряде имеется девять собак, натренированных не только на обнаружение взрывных устройств, но и на особо опасные химические вещества. Особую гордость у полицейских саперов вызывают средства индивидуальной защиты. В полиции США всегда дорожили жизнью полицейского! Например, современный защитный шлем позволяет слышать звуки человеку с одетым шлемом лучше и четче, чем без него. Новый защитный костюм обеспечивает защиту груди от осколков, летящих со скоростью (без проникания) до 1667 м/сек. Он также удачно предохраняет полицейского от взрывной волны, высокой температуры и ударов. Но когда есть опасность взрыва, саперы используют робот на колесах (мобильный дистанционный исследователь). Эта машина, управляемая по радио, способна не только исследовать вдоль и поперек опасный объект, но и с помощью пушки с лазерным прицелом разрушить его. В отряде также используют контейнеры на колесах для перевозки взрывных устройств с собственным роботом-манипулятором, управляемым с расстояния до 150 метров. Возможно, когда-нибудь опыт американских специалистов, работающих по этой проблеме более 90 лет, будет перенят и применен в случае организации подобного подразделения в ГУВД Москвы. Но вернемся к метро, которое в последние годы сильно изменилось. Изображенные московской художницей Татьяной Назаренко и когда-то выставленные в Доме художника на Крымском валу картонные обитатели современных переходов в метро (нищие старики и дети, продавцы газет, музыканты, инвалиды и беженцы) в концентрированном виде вызывают ощущение какого-то хаоса, фантасмагории, но, на мой взгляд, вполне отражаю современное состояние не только метро, но и общества в целом. Вся эта скученность потенциальных разносчиков инфекционных болезней прямо угрожает безопасности пассажиров. В связи с этим милиция борется и с этим злом, извлекая из метро ежесуточно около 50 бродяг и попрошаек, отправляя их затем в приемники-распределители. Но эту проблему только силовыми методами не решить. В Англии, например, в Лондонском метро, попрошайки чувствуют себя как дома. Полиция их не трогает, так как государство считает себя виноватым в том, что люди дошли до такой жизни, и не желает делать им еще хуже. Это - социальная проблема.