Наверное, у того, кто прочитал все это, создается впечатление какой-то безысходности, что милиция уже не та, да и вряд ли когда-нибудь будет органом, представителям которого будут верить.
Когда-то, во времена “Великого кризиса”, американским полицейским тоже не верили и предпочитали в момент преступления кричать не “помогите!”, а “пожар!”. Теперь им верят и обращаются за помощью. Я думаю, то же произойдет и с нашей милицией. Со временем она добьется того, что ей поверят не 30-40% жителей, а все 90%, и тогда, я уверен, придет и уважение. Чтобы приблизить это время, московская милиция постоянно самоочищается.
Сейчас, когда прошла некоторая растерянность перед валом преступности и наступила определенная стабилизация криминальной обстановки в столице, ГУВД г. Москвы предприняло и предпринимает некоторые шаги с целью до минимума свести влияние объективных причин на падение престижа и профессионализма в милиции.
За это время было создано Управление собственной безопасности (УСБ) в ГУВД. Начальник этой службы подчиняется непосредственно начальнику ГУВД, что делает его достаточно самостоятельным и независимым от вмешательства других лиц. Это усилило не только гласный, но и оперативный контроль над деятельностью своих сотрудников. Управлению как органу дознания разрешено наряду с официальной проверкой заявлений на сотрудников милиции проводить и оперативные комбинации с целью сбора доказательств неблаговидных поступков, а порой и преступной деятельности сотрудников милиции. Такие подразделения созданы и во всех окружных УВД. Сотрудникам УСБ не позавидуешь. Ведь часто бороться приходится-то со своими коллегами, а это непросто как в профессиональном, так и в моральном аспектах. Но задача УСБ не только в том, чтобы выявить нечистоплотность того или иного сотрудника милиции. Главное - защитить органы внутренних дел от проникновения туда людей с преступными намерениями, защитить конкретных милиционеров от попыток их скомпрометировать или коррумпировать, предоставить им при необходимости защиту в случае реальной угрозы.
Чтобы установить контакт с населением и восстановить доверие населения, в милиции на всех уровнях, а также в некоторых службах, таких, как госавтоинспекция, уголовный розыск, управление собственной безопасности, были организованы “телефоны доверия”. Милиция надеется, что эта идея поможет профилактике и раскрытию преступлений, выявлению в ее рядах фактов кор-румпированности и злоупотреблений. Главное, что привлекательно в этом мероприятии, - это то, что милиция гарантирует идущим на контакт с ней конфиденциальность и возможность не представляться, то есть анонимность звонка. Хотя для милиции это весьма неудобно, так как после проверки сообщения, особенно если оно касается злоупотреблений со стороны милиционеров, трудно предъявить последнему полноценное обвинение.
Тем не менее, если человек, не представившись, сообщит о совершенном преступлении, свидетелем которого оказался, или о притоне наркоманов, незаконном владельце оружия с конкретным адресом, милиция обязательно проверит сообщение и будет благодарна звонившему.
“Кому много дано, с того много и взыщется” - гласит русская пословица. Люди, следящие за соблюдением порядка и законности, а тем более люди, руководящие хотя бы небольшим коллективом таких людей, должны быть на высоте. Но человек есть человек, со своими слабостями и заблуждениями - не Бог. После перенесенных сильных переживаний или перенапряжения нужно снова восстановить равновесие, остаться выдержанным и собранным. С этой целью в ГУВД создана и развивается психологическая служба. Например, каждый, вновь поступающий на работу в муниципальную милицию, проходит психологическое тестирование и беседу с психологом. Имея право на применение оружия и находясь часто в экстремальных условиях, очень важно быть психологически устойчивым человеком. В настоящее время в гарнизоне работает 44 психолога, создано 23 кабинета психологической разгрузки. В повседневной практике в задачу психологов входит работа с личным составом - это разрешение психологических проблем сотрудников, предотвращение конфликтов внутри коллектива и подготовка новых сотрудников к работе в критических ситуациях. Проводят они и обучение руководителей психологии управленческой деятельности, методам разрешения конфликтных ситуаций в коллективах. При дежурной части ГУВД круглосуточно работает телефон доверия (250-98-10), по которому не только сотрудники милиции и члены их семей, но и любой гражданин имеют возможность получить квалифицированный совет практического психолога.
Для взаимодействия со СМИ и общественностью в ГУВД в 1991 году был создан Центр общественных связей, в настоящее время - Отдел информации и общественных связей (ОИиОС). За это время у его сотрудников сложились добрые взаимоотношения с журналистами. Уже семь лет каждую среду в ГУВД проводятся брифинги по темам, интересующим население (детская безнадзорность, незаконный оборот наркотиков, экономическая преступность и т. д.). Оказывая помощь журналистам в подготовке материалов, сотрудники Отдела самостоятельно пишут в газеты, выступают на радиостанциях, участвуют в проведении “круглых столов” и других встреч с общественностью, где рассказывают о криминальной ситуации в столице, защищают интересы милиции. Ежедневно в Отдел обращаются граждане и сотрудники милиции с просьбой опубликовать в газетах или показать по телевидению информацию о без вести пропавших или о розыске преступников. Кроме этого сотрудники Отдела занимаются выпуском ежедневной информационно-познавательной программы ГУВД “Пет-ровка, 38”. Она выходит на ТВ “Центр”. Концепция этой программы проста: меньше кровавых сцен, больше информации о работе милиции, цель - профилактика преступлений. Все это реализуется через рубрики “ГАИ”, “Советы юриста”, “История охраны порядка в Москве”, “Внимание! Розыск”.
Прошло то время, когда журналистам и общественности была недоступна информация о деятельности правоохранительных органов. Сегодня деятельность милиции как никогда прозрачна. Итоги любой операции или перемены, происшедшие в организации работы органов внутренних дел, тут же становятся достоянием журналистов. Практически любой запрос представителя СМИ о посещении того или иного подразделения органов внутренних дел удовлетворяется. На сотни вопросов в день отвечают сотрудники Пресс-службы. Ведь в Москве активно работает свыше 150 редакций, информационных агентств, радиокомпаний и телевизионных программ. Значительную часть из них представляют иностранные компании. Словом, сотрудники ОИиОС делают все, чтобы журналисты как можно больше хорошего находили в деятельности милиции и как можно меньше допускали безответственности при подготовке своих публикаций о ней.
Ту же миссию выполняет и еженедельная газета ГУВД г. Москвы “Петровка, 38”. Она стала выходить шестьдесят пять лет назад, 10 марта 1923 года. Раньше она называлась “На боевом посту”, и подписаться на нее можно было только сотрудникам милиции. Вместе с названием кардинально изменилось и лицо газеты. Она не только стала толще, но и содержательнее. В ней вы можете найти информацию из первых рук о состоянии преступности в столице, полезные советы всем, кто хочет уберечь себя от преступных посягательств, откровенные публикации о проблемах службы в московской милиции и борьбы с преступностью, увлекательные детективные истории. Все это сделало ее привлекательнее для широкого круга читателей.
Как видите, и газета, и телевизионная программа “Петровка, 38” не увлекаются смакованием “чернухи”, которой переполнена наша пресса. Они стремятся помочь населению советами, поддерживают морально сотрудников милиции, оставляют надежду на человечность.