С начала перестройки во главе МВД РФ побывало много людей, и все они понимали, что пока правоохранительные органы не вернут доверия населения, все попытки усилить борьбу с преступностью обречены на провал.
Исходя из социологических исследований, можно утверждать, что милицию не любят за низкий культурный уровень, за нарушение прав человека, за бесконтрольность. По мнению Министра внутренних дел России Сергея Степашина, корень многих зол состоит также в несовершенстве системы показателей деятельности милиции. Иногда погоня за процентом раскрываемости зарегистрированных преступлений толкает сыщиков на действия, направленные не столько на раскрытие преступления, сколько на его прикрытие. То есть, если преступление неочевидное и шансы на его раскрытие нулевые, милиционеры начинают давить на потерпевшего, чтобы тот отказался от заявления и смирился с тем, что преступление останется безнаказанным. В противном случае преступление будет зарегистрировано, и этот “висяк” будет продолжительное время портить статистику раскрываемости ОВД. В настоящее время в Москве процент раскрываемости преступлений составляет свыше 80%, тогда как в США всего 22%, в Японии 34%. Наши коллеги за рубежом не всегда понимают, как можно достичь таких результатов. Самое страшное, что погоня за показателями породила целое поколение сыщиков, которым теперь надо будет либо перестроиться и учиться работать, либо уйти. Поэтому МВД РФ совместно с Генеральной прокуратурой намерено в 1999 году представить принципиально новую систему статистики и учета преступлений. Эта система будет включать в себя раскрываемость особо тяжких, социально значимых для населения преступлений (убийств, похищений людей, разбойных нападений, грабежей, наркобизнеса) и количество обращений граждан в милицию, в том числе и по мелочевке. Раскрываемость особо тяжких преступлений станет основным критерием профессионализма сотрудника. За большое количество обращений граждан в милицию никто спрашивать не будет, так как, наконец, стало ясно, что за рост преступлений ответственность одна милиция нести не должна. Состояние преступности - явление социальное, и на ее уровень влияют примерно 400 факторов, из числа которых на долю правоохранительных органов приходится не более 20. Это данные криминогенной науки. Наконец с милиции не будут спрашивать за мелочевку, и она сконцентрирует свои усилия на серьезных преступлениях. Например, в Швеции с начала 70-х годов к уголовной ответственности привлекалось менее 50% правонарушителей, совершивших мелкие кражи в магазинах. В остальных случаях дело ограничивалось сообщением в полицию и регистрацией правонарушения (по данным сборника N 1 “Уголовная политика в России”).
А во Франции вообще не возбуждают уголовного дела, если материальный ущерб от кражи не превышает определенную сумму. Там считают, что раскрытие таких преступлений просто экономически невыгодно. Стало ясно, что при ограниченных материальных и профессиональных ресурсах сегодня акцент надо делать на предотвращение эскалации организованной преступности, при одновременно большей терпимости к мелким преступлениям.
Поэтому в ближайшем будущем ставка будет делаться на криминальную милицию, на сыщика, следователя, криминалиста, в какой-то степени на участкового, словом, на тех, кто должен думать, анализировать и с помощью своего ума и трудолюбия раскрывать неочевидные преступления. Остальное возьмет на себя муниципальная милиция, которая, возможно, будет выведена из состава МВД. Эта та милиция, которая должна будет заниматься общественным порядком на улице. Ее сотрудники будут назначаться и увольняться через местные муниципалитеты, получать от них зарплату и отчитываться перед ними о своей работе.
Вышли из подчинения МВД пенитенциарные учреждения (следственные изоляторы, тюрьмы, колонии) и конвойная служба, обеспечивающая охрану подследственных, подсудимых и заключенных. Все эти учреждения и службы с начала 1999 года переходят в подчинение Министерству юстиции. Таким образом, пресекается большая доля нарушений закона со стороны сотрудников милиции. Теперь им не просто будет прийти в следственный изолятор и давить на подследственного, делать с ним разные “слоники” и “конвертики”, о чем взахлеб пишет пресса. Наряду с этим МВД будет добиваться того, чтобы следователь стремился не только раскрыть преступление в установленные сроки, но и не нарушить при этом права человека, закон и за это самому не оказаться за решеткой.
Поменялись также критерии оценки работы в бывшем ГАИ. У каждого сотрудника есть свой участок. Раньше его активность на работе определяли количеством собранных штрафов и зафиксированных нарушений правил дорожного движения. Теперь критерий работы его совершенно другой. Оценка его работы будет зависеть от количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных на его участке. Ко всему прочему, приказом министра запрещено останавливать автомашины любому сотруднику милиции, кроме сотрудника ГИБДД, и только на специальных постах. Исключения могут допускаться при проведении специальных операций и при пресечении грубого нарушения водителем правил дорожного движения.
Все это большей своей частью лежит в будущем, и будет действовать в масштабе всей России. В Москве, городе специфическом, все начинания и тенденции в криминальной жизни общества проявляются контрастнее и ярче.
Несмотря на некоторое улучшение показателей криминальной статистики в 1995-1998 гг. (сокращение количества зарегистрированных особо тяжких преступлений, повышение раскрываемости), криминальная ситуация в стране и столице остается сложной. За это время произошло некоторое смещение интересов преступности. Ее уже не удовлетворяет контроль над некоторыми производственными и торговыми объектами, преступность откровенно рвется к власти, к полному контролю над страной, в том числе и над правоохранительными органами. Ради достижения своих целей они не останавливаются даже перед убийствами представителей органов власти и управления. Таким образом, преследуя конкретные цели, они также надеются запугать население и предпринимателей, показать всем, кто в стране истинный хозяин.
За всем этим стоят огромные деньги, и чем больше будет стремление правоохранительных органов разрушить экономическую базу организованной преступности, тем яростнее будет ее сопротивление. Милиция, скоординировав свои действия с другими ведомствами, пытается освободить экономику от криминального влияния, нормализовать обстановку на улицах и в других общественных местах с последующей ликвидацией преступных организаций.
В Москве раньше других осознали, что незаконное производство и оборот алкогольной продукции приносит огромные деньги организованной преступности. На это время, теневой оборот только водочной продукции, потребляемой в столице, составлял 25%. Кроме этого, Москва являлась основным перевалочным пунктом незаконного оптового оборота фальсифицированной водки. Последствия такой подпольной экспансии водочной продукции явилось сокращение ее легального производства. Например, завод “Кристалл” в 1997 году сократил свое производство в три раза, при общем росте потребления алкоголя в городе.
В ноябре 1997 года по этому поводу вышло совместное постановление Правительства Москвы и Московской области, а в январе 1998 года было создано специализированное подразделение милиции - по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции.
Всего за один год удалось достичь серьезных успехов в ликвидации подпольного алкогольного фронта. Была пресечена деятельность 24 нелегальных производств алкогольной продукции, шести типографий, печатавших поддельные акцизные и специальные марки на алкоголь. Из незаконного оборота изъято свыше одного миллиона литров спирта, более 10 млн. бутылок с алкоголем. В результате этих усилий московские заводы - изготовители алкогольной продукции в 1,5 раза увеличили объемы выпускаемой продукции, и деньги потекли не к преступным сообществам, а в государственную казну.
Немалые деньги, подпитывающие криминал, куются на незаконном обороте наркотиков. Это явление приносит двойной экономический вред государству. С одной стороны, из деловой активности выбивается часть трудоспособного населения, с другой - огромные деньги москвичей уходят на финансирование мафии. Процент прибыли от торговли наркотиками порой достигает 1000%.
Москва - один из наиболее выгодных рынков сбыта наркотиков. Во-первых, в столице “покупательная способность” жителей выше, чем в провинции. Во-вторых, это огромный город, в котором любое дело можно вести с размахом, учитывая многообразие социальных групп, каждая из которых употребляет свой ассортимент наркотиков.
На торговле наркотиками в Москве сложились устойчивые преступные этнические группировки. Как наиболее организованные из них следует отметить “азербайджанскую”, “таджикскую” и “нигерийскую”. Они представляют собой замкнутые формирования, построенные по кланово-родовому принципу. Их члены прилично осведомлены о методах оперативной работы, что в сочетании с языковым барьером осложняет проведение оперативных мероприятий по их разоблачению.
В настоящее время на учете в наркологических диспансерах столицы состоит свыше 14 000 человек, из них около 11 000 наркоманов, 4000 токсикоманов. Кроме этого, в 17 наркологической больнице за год проводится свыше II 000 экспертиз, из них 85 % дают положительный результат. По данным социологических исследований, проведенных органами здравоохранения, а также исходя из бесед с руководителями и практическими работниками служб и подразделений, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в настоящее время выявляется только 10-15 % потребителей наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
В правительстве Москвы быстрее всех осознали, какие проблемы влечет наркоманизация столицы, и уже стали предпринимать конкретные меры по торможению этого процесса. В июле 1998 года распоряжением мэра Москвы был создан межведомственный совет по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, который возглавил лично Ю. Лужков. О его деятельности уже говорилось в первой главе.
Опираясь на милицию в борьбе с распространением наркотиков, в правительстве Москвы понимают, что только репрессивными мерами остановить расползание наркотиков нельзя, здесь необходимы совместные усилия, в том числе и представителей СМИ. К сожалению, при общем осознании проблемы наркотизации общества еще мало делается в этом направлении со стороны государства.