Важными составляющими процесса подрыва организованной преступности является более эффективная борьба с преступлениями, совершенными с применением огнестрельного оружия, и усиление государственного контроля в сфере его оборота.
Вооруженность преступников достигла беспрецедентных масштабов. Только в Москве счет изымаемых у них боевых гранатометов, автоматов, пулеметов, пистолетов и взрывных устройств исчисляется тысячами единиц. Одновременно растет стремление населения к приобретению оружия. К этому стоит прибавить оружие частных охранных предприятий, часть из которых превратилась в места легализации вооружения членов банд-формирований. Чтобы остановить это, Министерством юстиции и МВД России разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов, регламентирующих борьбу с преступностью, оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность. Их суть в значительном усилении мер ответственности за все виды преступлений, связанные с применением оружия, а также за нарушения правил его оборота. Предлагается включить в перечень обстоятельств, отягчающих уголовное наказание, совершение преступления по найму, усилить ответственность за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью, а также за незаконное приобретение, передачу, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Стремясь предотвратить проникновение в частные охранные структуры людей из криминала, инициаторы проекта предлагают ввести обязательное согласование с милицией назначений руководителей частных охранных предприятий, вопросы использования имеющегося у ЧОПов оружия и дактилоскопирование частных детективов и охранников. Лицензии на эту деятельность не должны выдаваться ранее судимым за любые виды преступлений.
Кроме этого, в законопроекте предусмотрены меры, которые позволят поставить барьеры на пути проникновения в органы законодательной власти лиц с криминальным и сомнительным прошлым. Если Закон будет принят, то в избирательных списках кандидатов в депутаты всех уровней будут указываться сведения о доходах кандидата и его имуществе, о судимости, подтвержденного отсутствия психического расстройства, заболевания алкоголизмом или наркоманией. Таким образом, кандидаты станут действительно “прозрачны” для избирателей.
Итак, подводя итоги, следует сказать, что, работая в непростых условиях, московская милиция устояла и сумела сохранить профессиональное ядро. Несмотря на оголтелую критику, в ГУВД продолжают совершенствовать тактику борьбы с преступностью. Определены приоритеты. В связи с этим произошло усиление некоторых служб, внутри которых появились новые подразделения (УУР, УЭП, ЭКУ и. т.д.) Теперь уже нет хаоса и растерянности. Многим новым видам преступлений найдено противоядие, при этом ГУВД остается инициатором многих прогрессивных уголовных законопроектов. Шел и идет процесс формирования совершенно новых служб, функции которых ранее почти не выполнялись. Это экологическая милиция, муниципальная милиция, управление собственной безопасности, управление по борьбе с организованной преступностью.
Сегодня значительно улучшилось взаимодействие патрульных нарядов с дежурной частью ОВД и между собой, между подразделениями криминальной милиции. Шел поиск новых подходов к подбору и подготовке кадров. Созданы и работают милицейские колледжи.