Чего не желаешь себе, не делай и ближнему
своему, - в этом и есть весь Закон;
все остальное - комментарий.
Гиллель
В Библии сказано: “Где нет закона, нет и преступления”. Закон - это некая черта, за которую нельзя переходить. Тот, кто переходит границы дозволенного, переступает их, совершает преступление. Закон - это как бы общественный договор, правила общежития. Первыми дошедшими до нас законами были законы сыновей Ноя, изложенные в “Ветхом Завете” - первой части Библии. Это запреты идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, разврата и жестокости по отношению к животным. Первые законы - первый шаг от варварства к цивилизованному обществу, к правовому обществу.
На первый взгляд, всякий закон ограничивает свободу человека. Однако он скорее ограничивает произвол, а свобода заключается в праве делать то, что не вредит другим. Хорошо, если действия человека ограничивает совесть и мораль - нравственные нормы, принятые в обществе, как бы неписаные законы. Тогда человек естественным образом удерживает свои действия в рамках существующего закона, если это, конечно, не фашистские, к примеру, законы, а законы, идущие от естественного права всех людей на жизнь, имущественную собственность и т. д. Если же человек неправильно воспитан с детства, а в дальнейшем имеет низкую правовую культуру, удерживать свои желания в рамках существующего закона ему труднее.
Конечно, предусмотреть все спорные ситуации, которые встречаются в жизни, невозможно. Человек может быть загнан обстоятельствами в безвыходное положение, в другом случае он может не знать о существующем выходе из создавшегося положения и нарушить закон. Недаром русская пословица говорит, что от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Однако, как гласит латинское изречение:
“Закон суров, но это закон”, и виновному все равно придется отвечать по закону, хотя и с учетом смягчающих обстоятельств. Известная формула “Незнание закона не освобождает от ответственности” подсказывает, что закон лучше знать. Знать, чтобы не путать проступок и преступление. И если в детстве мама не сказала вам, что брать чужое нельзя, что это кража, то придется это усвоить в более зрелом возрасте уже сознательно, прочитав соответствующую статью уголовного кодекса. Тем более, если вам уже исполнилось четырнадцать лет.
Глядя на своего сына, которому исполнилось четырнадцать лет, на его тщедушное тело, невольно ловлю себя на мысли, что ему вряд ли еще дано отличать шалость от правонарушения - слишком слаба мысль, в делах пока одни эмоции, - и думаешь, а нужно ли ему уже знать о правилах, по которым живут взрослые, под силу ли ему разобраться в нормах уголовного права? Да еще в наших условиях, когда Закон попирается не только самим населением, а порой и некоторыми представителями органов, призванных его защищать. Но, читая сводки преступлений, по которым проходят подростки в качестве правонарушителей, убеждаешься, что надо. Надо потому, что многие взрослые живут в условиях дремучей правовой неграмотности только потому, что раньше, в детстве, им вовремя не подсказали. И я очень сомневаюсь, что они уже захотят знать. Надо и потому, что многие подростки после совершения правонарушения элементарно не знают своих прав и еще больше запутываются в жизненных обстоятельствах. Я уверен, что чем больше людей будет знать свои права, тем меньше будет шансов у сотрудников правоохранительных органов допускать правовые нарушения в своей работе, а это в свою очередь значительно повысит их профессиональный уровень и эффективность борьбы с преступностью.
Надо еще и потому, что подростки с четырнадцати лет уже получают паспорт - документ гражданина России, что ставит их в какой-то степени по ответственности за страну на одну плоскость со взрослыми. И если продолжать эту тему, то следует подчеркнуть, пожалуй, самое главное - это то, что согласно ст. 20 У К РФ уже с четырнадцати лет подлежат уголовной ответственности лица, совершившие убийство, умышленное причинение тяжкого или среднего вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма (чем часто грешат современные школьники, названивая на службу 02 о якобы заложенном взрывном устройстве), хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Эти двадцать статей, относящиеся к так называемой пониженной возрастной границе уголовной ответственности, законодателем определены не случайно. Эти преступления характерны для подростков 14-16 лет и представляют серьезную опасность для общества. При этом, по мнению криминологов и психологов, опасность таких преступлений для четырнадцатилетних подростков уже очевидна. Вторая и общая граница порога уголовной ответственности начинается с 16 лет. К ней относятся все остальные составы преступлений. Этот возраст также определен не случайно. Специалисты решили, что в 16 лет уже вполне можно осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения, а также руководить им. А раз шестнадцатилетний подросток свободен в выборе, то он должен знать тот минимум из уголовного и административного законов. Возможно эти знания предостерегут его от правонарушения и помогут сориентироваться во взаимоотношениях с правоохранительными органами, если правонарушение все же им совершено.