НАКАЗАНИЕ ПО ВОЗРАСТУ,
ИЛИ КАК МИЛИЦИЯ БОРЕТСЯ С ЮНЫМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Так как книга ориентирована на подрастающее поколение, то здесь следует указать, что в уголовном, да и в административном законах есть целые разделы, посвященные ответственности и наказанию несовершеннолетних.
СТ. 87 УК РФ
1. “Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет.
2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание, либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия”.
Для реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних в милиции есть служба, противостоящая криминализации подростков, - служба по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ППН), которая самым тесным образом работает в контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, созданных в округах, территориальных управлениях и муниципальных районах.
В структуре московской милиции служба ППН имеет трехзвенную систему (ОВД, ОУВД, ГУВД). Непосредственный контакт с подростками осуществляет группа сотрудников ППН территориального ОВД. Группой руководит старший инспектор, который одновременно “ведет” свою территорию. Это подразделение непосредственно подчиняется начальнику милиции общественной безопасности ОВД. В зависимости от количества населения, проживающего на территории, в ОВД работает от трех до шести инспекторов по делам несовершеннолетних. За каждым из них закреплены определенные дома с населением до пяти тысяч человек. Они работают по двум основным направлениям. Это задачи решаемые в области административной практики (рейды совместно с участковыми, постовыми нарядами по подвалам, чердакам, участие в раскрытии преступлений, проведение дознания, работа с нерадивыми родителями, привлечение к ответственности взрослых, вовлекающих детей в пьянство, наркоманию и проституцию, продающих им спиртное и т.д.) ив индивидуально-профилактической работе (беседы, постановка на учет, снятие с учета, контроль за поведением).
Работа у инспектора нелегкая! Помимо вала различных справок, оформления процессуальных документов, инспекторам, а ими являются на 85% женщины, приходится проверять сотни сообщений от неофициальных друзей и помощников. Женщины более общительны, а поэтому отношения с бабушками, дедушками у них более доверительные. К помощникам можно приплюсовать учителей, врачей поликлиник, техников-смотрителей. Кроме этого, информация к размышлению появляется после проведения “разведдопроса”, в основном с детьми, состоящими на учете, и их друзьями. Дети, как правило, болтливы и иногда выдают столько, что затем неделю нужно проверять. При этом они замалчивают свои “подвиги”, но охотно рассказывают о сомнительных поступках других - “...а, что я, вон Васька вчера целую сумку принес...”. И вот надо идти Ваську искать, опрашивать родителей, друзей и, возможно, в конечном итоге раскрыть преступление. При этом применять закон об оперативно-розыскной деятельности в отношении детей запрещено, что вносит дополнительные трудности по сбору доказательств.
Но бывает, что некоторых подростков не разговоришь, и тогда все зависит от индивидуальных методов инспектора. Иногда нужно несколько встреч с ребенком, с его друзьями и близкими, чтобы лед недоверия тронулся.
В ППН все сотрудники - офицеры милиции, и образование у них, как правило, высшее, чаще всего юридическое или педагогическое. Тем не менее, им приходится туго в этом водовороте информации и обязанностей. Преодолевать трудности им, по-моему, помогает любовь к своему делу. Общаясь с ними, отмечаешь, что в отличие от мужчин, представляющих другие направления работы в милиции, они более охотно говорят о своей работе и искренно переживают то, что не все - и в милиции, и в обществе - прониклись беспокойством о подрастающем поколении. Наверное, это закономерно, так как подростками, их судьбой должны заниматься люди более ответственные и сострадательные, непрестанно думающие и о том, как не навредить. Перечень видов наказаний, подлежащих применению в отношении несовершеннолетних, представлен статьей 88 У К РФ. Он значительно уже общего списка наказаний. Это связано с невозможностью применения некоторых видов наказаний к несовершеннолетним (например, лишение права занимать определенные должности) и нецелесообразностью их применения в силу тяжести отдельных наказаний (пожизненное лишение свободы, смертная казнь).
Те же виды наказания, которые можно применить и к несовершеннолетним, и к взрослым (штраф, обязательные работы, исправительные роботы, арест, лишение свободы на определенный срок) для первых значительно снижены в своих верхних пределах. Очень важно, что при назначении наказания несовершеннолетнему, помимо предусмотренных общих начал назначения наказания, должны приниматься во внимание условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Это обязывает суды учитывать исчерпывающую совокупность данных, оказывающих влияние на формирование личности несовершеннолетнего. В свою очередь, Закон подчеркивает, что возраст несовершеннолетнего как смягчающее ответственность обстоятельство учитывается только с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Это значит, что хоть ты и несовершеннолетний, тем не менее, все равно не имеешь права игнорировать либо принижать другие обстоятельства, смягчающие либо отягчающие твою ответственность.
СТ. 90 YK РФ
1. “Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
А) предупреждение (суд разъясняет несовершеннолетнему ту степень вреда, которую он нанес своим деянием и предупреждает об ответственности в случае повторного совершения преступления);
Б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (воспитательное воздействие на несовершеннолетнего может осуществлялся в самых различных формах: разъяснение норм нравственного поведения и запретов, привлечение к труду, с его согласия и т.д.);
В) возложение обязанности загладить причиненный вред (только при условии, если подросток имеет самостоятельный заработок или иной доход в денежном выражении);
Д) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (запрет посещения некоторых мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения и т.д. Перечень запретов, указанных в Законе, не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом возможностей и творческой фантазии органа, исполняющего эту меру).
3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия...
4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представле-нию специализированного государственною органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Что же это за специализированный орган, призванный согласно Закону наблюдать за подростком в случае назначения последнему принудительных мер воспитательного значения? Это и есть ППН. Чтобы контролировать поведение подростка, попавшего в поле зрения инспектора по делам несовершеннолетних, в практике службы ППН существует два вида профилактического учета на подростков. И это - не бюрократия. Проф. учеты налагают определенные обязанности как на подростка, так и на инспектора. Один обязан соблюдать определенные правила поведения, другой - контролировать их выполнение. Содержанием наиболее облегченного вида профилактического учета является так называемая учетно-профилактическая карточка. Инспектор по делам несовершеннолетних заводит ее на подростка в следующих случаях: в случае назначения подростку мер воспитательного воздействия; в случае присуждения других мер наказания, не связанных с лишением свободы (исправительные работы); если совершено два и более административных правонарушения; употребляющему нар-котики в случае, если диагноз еще не установлен; если подросток употребляет спиртные напитки и пойман с поличным; на ушедшего из дома до шестнадцати лет; за иное антиобщественное поведение (подворовывает, прогуливает школу, употребляет спиртное, но не попадается, хотя и в школе, и родители об этом знают).
Другим видом учета является учетио-дрофилактическое дело. Оно заводится на подростков, находящихся под следствием по подозрению в совершении преступления, ноне арестованных, уже осужденных судом к условной мере наказания, вернувшихся с мест лишения свободы и на наркоманов, чей диагноз уже установлен. Оба. вида учета бессрочны. Основанием снятия с учета является одно обстоятельство - исправление (в течение года или полугода в зависимости от причины учета, если подучетник не совершает противоправных проступков). Исправление фиксируется результатами характеристик, опросами соседей, родителей, учителей. Таким образом, с учета снимается до 80% подростков. В связи с этим хочу предупредить и подростков, состоящих на учете, и их родителей. Будьте вежливы с инспектором, являйтесь в ОВД по первому вызову, выполняйте его рекомендации. Это основание (исправление) не касается подростков, условно осужденных и находящихся под следствием. Условно осужденные подростки могут быть сняты с учета только после окончания условного наказания и только по представлению ППН суду, который и принимает решение. По этому представлению суд может не только снять судимость, но и отправить несовершеннолетнего отбывать наказание в исправительно-трудовую колонию, если тот в период условного наказания совершал противоправные действия. На практике для такого решения достаточно совершить два административных правонарушения. Делается это крайне редко, хотя основания иногда есть. Сотрудники милиции понимают, что лишение свободы еще никого лучше не сделало. Ну а подросток, находящийся под следствием, может быть снят с учета, или учет может быть пересмотрен только после решения суда или прекращения уголовного дела.
Для справки: на 1 сентября 1998 года в Москве только за совершенные преступления подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности, на профилактическом учете состояло около 13 тысяч человек. Причем, многие из них совершили преступление, не достигнув 14 лет.
Если подростком длительное время интересуется инспекция по делам несовершеннолетних, то это не во всех случаях сопровождается постановкой на учет УПК или УПД. С работой инспекции в случае административного нарушения, совершенного впервые, мне пришлось познакомиться на примере сына моих знакомых.
Ему, тринадцатилетнему подростку, изнывавшему от скуки в весенних московских дворах, его сосед и одноклассник предложил попить пива. Купив в киоске по баночке “Holsten”, они уютно устроились на пустыре, как раз позади забора отделения милиции, где их через пару минут и задержали сотрудники милиции при проведении операции “Подросток”. Продавец киоска подтвердила, что пиво было куплено ребятами у нее, за что она была оштрафована, а нарушителей доставили в отделение милиции. Инспектор ППН составила акт об административном правонарушении на основании объяснений, записанных со слов ребят. В объяснении под формулировкой “с моих слов записано верно” расписались ребята, а акт предъявлялся родителям. Во время беседы у инспектора выяснялось, кто еще предлагал им выпить спиртное, а для того, чтобы подростки вполне уяснили себе, к чему приводит регулярное употребление алкогольных напитков, их пригласили на беседу к наркологу. Одновременно инспектор поинтересовалась, где будут ребята во время проведения летних Юношеских спортивных игр. Оба все лето проводили вдали от Москвы. Кроме того, им было предложено бесплатно посещать районный тренажерный зал. В спортзал друзья успели походить, а к наркологу сын моих знакомых не пошел, надеясь, что за лето все забудется. А тут и лето наступило, и друзья разъехались по весям.
Однако в сентябре инспектор вновь пригласила их к наркологу, а также запросила характеристики из школы. Кроме того, предложила продолжить занятия спортом, а также заниматься у психолога в муниципальном отделе социальной помощи детям. Туда они ходят постоянно и охотно, даже привели с собой многих своих друзей. Больше не надо придумывать, как у6ить свободное время, его просто нет: четыре дня в неделю заняты спортом, два дня - занятиями с психологом, где кроме психотренинга ребята проходят тесты по профориентации.
Мой старший сын, которому уже исполнилось шестнадцать, узнав об этой истории, был приятно удивлен тем, что в наше время, когда на глазах все распадается, когда все становится платным, милиция и муниципальные органы управления оказывают такую действенную помощь подросткам и в такой форме!
Следует добавить, что в случае повторного административного нарушения этих подростков поставили бы на учет УПК.
Кроме перечисленных институтов воздействия и контроля над несовершеннолетними группы риска существуют и специальные учебные заведения для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. Они бывают двух типов - открытые и закрытые. В школы закрытого типа направляет не суд, а административная комиссия. Направляют туда подростка, совершившего преступление в возрасте до 14 лет. Для подростков с 14 до 16 лет в России есть специальные училища профтехобразования. Там обучаются несовершеннолетние, в отношении которых уголовное дело было прекращено, но не по реабилитирующим основаниям. То есть, деяние по составу признается преступлением, но, учитывая, что оно не тяжкое, или что подросток раскаялся в содеянном, да и характеристики на него хорошие, следствие прекращает уголовное преследование и передает материалы в административную комиссию, которая по путевке Министерства образования РФ отправляет виновного в Спец. ПТУ. Спец. школы и ПТУ закрытого типа, в отличие от спец. учебных заведений открытого типа, имеют более жесткий режим и ограничение свободы передвижения. Здесь не спрашивают, желаешь ты или не желаешь выполнять то или иное поручение. Здесь предусмотрены определенные методы принуждения и наказания. В Москве нет таких учебных заведений, и московских подростков отправляют в города Беслан или Красноярск, если это Спец. ПТУ, и в г. Кашира Московской области, если это спец. школа. Причем, спец. школы закрытого типа финансируются из местного бюджета, а посему за чужого, т. е. москвича, префектура должна платить ежегодно 35 тысяч рублей. В настоящее время руководство отдела по предупреждению правонарушений несовершеннолетних ГУВД Москвы борется за организацию такой школы в Москве, доказывая, что это будет даже дешевле, не говоря уже об определенном удобстве и эффективности. Дети, которым 10-11 лет, определенно отказавшиеся от школы, совершая преступления, опасны. Не учась, но продолжая находиться в околошкольном пространстве, они являются постоянной угрозой, как детям, так и школе.
До сих пор речь шла о малолетних преступниках, которые уже умеют грабить, а иногда и убивать. А есть дети с так называемым девиантным поведением - с поведением, отклоняющимся от нормы. Таких детей много. Но те, о ком мы говорим, отличаются от других курсом отклонения и частотой их колебаний. Их не надо помещать в школы закрытого типа, им не надо ограничивать свободу, но и держать рядом с детьми благополучными нельзя. В Москве есть хороший опыт в Северном округе. Там открыли за пределами города школу открытого типа на пятьдесят человек для таких подростков - нарушителей общественного спокойствия. Ее организаторы, представители префектуры и ППН опасались, что их идея со школой не протянет и несколько дней, побегут из нее подростки. Но нет. Для них возможность группироваться, выполнять какие-либо команды оказалась близка и желанна на биологическом уровне. Они прижились, и кто-то из них, живя в этом коллективе, нашел то, что не мог найти в семье. К сожалению, это только один пример на всю столицу. Другие бы округа повернулись к этой проблеме! А пока, при необходимости, потенциального подростка - правонарушителя оформляют в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП).
Для справки. ЦВИНП - одно из старейших детских учреждений. Оно было организовано в 1928 году в структуре московской милиции и называлось - детский приемник-распределитель. За это время через него прошли тысячи детей, забытых обществами родителями. Почти шестьдесят лет оно располагалось в Свято-Даниловом монастыре, а затем сменило место жительства и переехало в новые корпуса на Алтуфьевское шоссе. Главная задача Центра - помощь детям, оказавшимся на улице без надзора. Они содержатся в Центре не более месяца, а затем, после выяснения их личности, оказания первой психологической и медицинской помощи, их отправляют - кого домой, кого в детские дома и интернаты, а кого и в спец. учреждения.
В Центр подростка помещают на 30 или 60 дней, предупредив тем самым возможное преступление. По мнению специалистов ППН, подростка надо изолировать в подобные учреждения на короткий срок, на срок, в течение которого он чувствует себя неуютно, некомфортно.
Надо не дать ему пересидеть, адаптироваться, прийти к мысли, что и здесь жить можно. Тут же он почувствует себя “королем”, и все надежды, связанные с его изоляцией, окажутся несостоятельными.
Как видите, в работе с подростком надо учитывать не только рекомендации криминологии, но, наверное, в большей степени, физиологии и психологии. Все это одному инспектору, работающему напрямую с подростком, иметь в виду нелегко. Опыт систематизируется сообща. Помогают ему службы ППН, работающие в ОУВД и ГУВД.
ППН в округе - это тоже 5-6 человек, которые сами непосредственно детской работой не занимаются, а выполняют методические и координационные функции. ППН ОУВД и ГУВД разрабатывают политику профилактики правонарушений несовершеннолетних и методику работы в округах и городе. Каждый на своем уровне. Половина их функций связана с органами образования, здравоохранения и другими социальными и правоохранительными учреждениями. Они постоянно ставят вопросы перед чиновниками, от которых зависит решение той или иной проблемы. И иногда ее можно решить быстрее на уровне округа, чем на уровне такого огромного города, как Москва. Например, по инициативе ППН Южного ОУВД был открыт Центр - “Дети улиц”, в котором эффективно действует консультативная, психологическая и медицинская помощь подростку. Так же иногда проще решать проблемы на уровне межмуниципального суда, чем Московского городского суда. Так решаются, например, вопросы связанные с условным осуждением несовершеннолетнего.
Главная задача ППН на уровне округа и города - это лоббирование перед властью вопросов, так или иначе способствующих профилактике правонарушений несовершеннолетних, и постоянное напоминание ей о проблемах подрастающего поколения.
Служба ППН иногда даже занимается и несвойственными ей функциями, которые никак не связаны с криминалом и его профилактикой. Например, жарким летом 1998 года резко выросло количество случаев утопления детей, и тут же поступило указание проанализировать ситуацию и дать предложение. Затем участились случаи укусов детей собаками. Опять указание - готовить проект постановления. Хотя, на первый взгляд, это проблемы не ППН, хотя бы потому, что собака и ее хозяин - взрослые существа.
Сотрудники окружных и городских служб ППН осуществляют и контрольные функции. Они периодически проводят проверку деятельности местных инспекторов с целью выяснить, все ли возможное делают они на своем месте. Опыт говорит, что внешнее благодушие и тишина на участке не есть признак благополучия. Напротив, практика свидетельствует, что чем больше инспектор работает, тем больше всплывает “грязи”. В принципе, вся работа инспектора службы ППН территориального ОВД строится на его инициативе. Трудно в приказном порядке заставить его тормошить ситуацию в своем районе. Всегда можно найти, в том числе и для себя, оправдание, например, того, что не пошла проверять Ваську “ ... который нес подозрительно тяжелую сумку”. Да и нет ни одного приказа, который обязывал бы инспектора искусственно формировать какие-либо показатели. Тем не менее, существует определенная планка (не норматив) сделанного инспектором за определенный период. Административная практика инспектора должна увязываться с общими показателями преступности в районе. И в этом случае выявляется не столько деятельность самого инспектора, сколько то, что он мог бы сделать. Судят об этом по некоторым показателям. Всего их шестнадцать. Я не буду перечислять их все. Назову основные. Это, прежде всего, реализация ст. 150 и 151 УК РФ, предусматривающих ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий. Под антиобщественными действиями подразумевается систематическое употребление спиртных напитков, других одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Бывает так, что доставляя взрослого в ОВД вместе с подростками в нетрезвом состоянии и привлекая его к административной ответственности за появление в пьяном виде, сотрудники милиции забывают выяснить, при каких обстоятельствах дети оказались в таком состоянии вместе со взрослым, что их связывает, кто, где и за чей счет приобретал спиртные напитки. При выяснении этих обстоятельств может всплыть ряд интересных фактов. Например, если их покупал подросток, то выясняется, кто ему их отпустил. Если спиртные напитки приобретались за счет подростка, то необходимо узнать, где он берет деньги и почему за его счет барствует взрослый и т. д. Как видите, добросовестный инспектор, используя банальный случай доставления несовершеннолетнего в ОВД за появление в общественных местах в пьяном виде, вполне может вскрыть еще не одно правонарушение, а недобросовестный может пропустить этот факт, и никто этого не заметит.
Возьмем другой показатель в работе инспектора - лишение родительских прав. Эту деятельность также можно отнести к разряду инициативной. По сути, инспектор может инициировать лишение, а может и не инициировать. Ведь если соседи не жалуются, а школа давно отказалась от несовершеннолетнего, то зачем утруждать себя? Лишению родительских прав по трудоемкости оформления не уступает и подготовка материалов в спец. школы и ПТУ. Это тоже инициативное дело, так как в принципе можно держать подростка и на проф. учете. К тому же, все равно нет путевок. К инициативной работе можно отнести и выявление наркоманов. Здесь тоже надо побегать и настроить свою “антенну”. Можно ждать, когда другие службы привезут наркомана в ОВД, а можно выявлять наркоманов самому, используя свои методы. Поэтому, чтобы навсегда закрыть тему “палочной” системы в милиции, широко обсуждаемой в прессе, следует сказать, что, предъявляя требования к инспектору ППН, руководство не ставит цели заставить его искусственно выявлять наркоманов, лишать родительских прав или привлекать к ответственности взрослых. Нет. Задача состоит в другом - заставить его выполнять свою работу хорошо и инициативно и при проверках выявить его потенциальные возможности, что он мог сделать, но не сделал.
К сожалению, даже в идеальном случае, когда инспектор - труженик, и ему позволяют выполнять свои обязанности хорошо, его знания и опыт, сами возможности милиции имеют свои пределы. А состояние преступности среди несовершеннолетних зависит не столько от усилий инспектора ППН, сколько от социально-экономических проблем общества.