Сейчас не надо объяснять, что капустник - это веселое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на местные темы. Сколько радости доставляют капустники, с каким удовольствием и энтузиазмом к ним готовятся, как весело и непринужденно проявляются в них самодеятельные таланты!
А в начале 1920-х годов, когда К.С. Станиславский писал книгу "Моя жизнь в искусстве" и рассказывал в ней о начале капустников, слово это еще не было так общеизвестно, и поэтому он взял его в кавычки: "9 февраля 1910 г. состоялся первый платный "капустник", с продажей билетов в пользу наиболее нуждающихся артистов театра".
Станиславский рассказывает, что еще в 1900-е годы в Художественном театре артисты для себя и для приглашенных друзей устраивали "веселые вечера", на которых исполнялись пародии и шутки. Эти вечера получили название капустников. Затем на капустники стали приглашать публику.
Эти вечера, рассказывает Станиславский, "подготавливались в течение нескольких дней. Работали всюду: в уборных, в коридорах, во всех углах, во время спектаклей, в перерывах между ними и все ночи напролет". Как это похоже и на подготовку капустников в настоящее время!
Программа капустников была разнообразна и строилась на пародировании театральных, цирковых, эстрадных и прочих зрелищных представлений. В пародии на оперетту "Прекрасная Елена" роль Менелая играл Качалов, Елены - Книппер, Париса - Москвин. "Устраивали балаган, - вспоминает Станиславский, - причем И.М. Москвин изображал слугу - старательного дурака, вроде Рыжего в цирке, который опускал и подымал занавес (всегда не вовремя). Он прислуживал фокусникам, подавал им не
те предметы, которые им были нужны, наивно выдавал секрет трюка, ставил в дурацкое положение самого фокусника". Изображалась борьба, столь модная тогда в цирке, и огромный Ф.И. Шаляпин боролся с маленьким Л.А. Сулержицким. "Был угадыватель мыслей, который в состоянии гипноза открывал злобы дня и пикантные секреты театра".
Живую картину капустника в Художественном театре изобразил в рассказе "Чистый Понедельник" И.А. Бунин, постоянный их посетитель. Его описание интересно тем, что в отличие от Станиславского, видящего этот праздник изнутри глазом организатора, Бунин глядит на него как посетитель, со стороны.
На капустнике присутствуют герой рассказа - молодой богатый барин - и женщина, в которую он влюблен.
"На "капустнике" она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, - оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан. К ним подошел с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос, Качалов, поднял бокал и, с деланной мрачной жадностью глядя на нее, сказал своим низким актерским голосом:
- Царь-девица, Шамаханская царица, твое здоровье! И она медленно улыбнулась и чокнулась с ним. Он взял ее руку, пьяно припал к ней и чуть не свалился с ног. Справился и, сжав зубы, взглянул на меня: - А это что за красавец? Ненавижу.
Потом захрипела, засвистела и загремела, вприпрыжку затопала полькой шарманка - и к нам, скользя, подлетел маленький, вечно куда-то спешащий и смеющийся Сулержицкий, изогнулся, изображая гостинодворскую галантность, поспешно пробормотал:
- Дозвольте пригласить на полечку Транблан... И она, улыбаясь, поднялась и, ловко, коротко притопывая, сверкая сережками, своей чернотой и обнаженными плечами и руками, пошла с ним среди столиков, провожаемая восхищенными взглядами и рукоплесканиями, меж тем как он, задрав голову, кричал козлом:
Пойдем, пойдем поскорее
С тобой польку танцевать!"
Итак, слово "капустник" в его современном значении родилось в Москве, в Камергерском переулке, в Художественном театре, приблизительно в начале 1910 года. Словечко, значит, вполне московское. Но...
Но, как это обычно бывает, новое рождается не на пустом месте, что-то его подготавливает, что-то ему предшествует. Так было и с "капустником".
Во второй половине XIX века на актерском профессиональном жаргоне капустником называлась пирушка по случаю окончания зимнего сезона.
А еще раньше во Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Казанской губерниях, на Урале, в Сибири капустником, или капусткой, называли рубку капусты для засолки "помочью", то есть с приглашением в помощь хозяевам соседей и односельчан, а также вечеринку для рубивших капусту после окончания работы.