В бывшем безбородкинском, а теперь Слободском дворце остановился Александр 1 летом 1812 г., во время войны с наполеоновской Францией. Залы дворца были свидетелями патриотического подъема, охватившего дворянство и купечество, щедро жертвовавших на оборону отечества. Правда, для не очень ревностных патриотов Ростопчин, московский главнокомандующий, заготовил у дворцового крыльца два крытых возка с полицейскими для препровождения в случае необходимости в места не столь отдаленные. Был приказ: "Если спросят для кого, отвечать: для тех, которых пошлют в ссылку", - власти всегда надеялись на собственные меры для возбуждения патриотизма...
В дворцовом ведомстве Слободской дворец оставался до тех пор, пока не перешел в ведение Воспитательного дома. С развитием отечественной промышленности потребность в искусных мастерах стремительно возрастала, и московский Воспитательный дом решил ответить на возросший спрос. В здании дворца предполагалось разместить 300 воспитанников, будущих учеников нового ремесленного заведения при Воспитательном доме, "с тем, дабы сделать их полезными членами общества, не только приуготовлением из них хороших практических ремесленников, но и образованием искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ сведениями, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к распространению оных в России".
Неизбежные перестройки во дворце были поручены ведущему тогда московскому архитектору Д. И. Жилярди. Дело в том, что в пожар 1812 г. Слободской дворец очень пострадал и к тому же долгое время стоял без всякого употребления - крыши не было, флигели сгорели, а от центральной части остались лишь стены, и, естественно, были необходимы не только перестройки, но и основательный ремонт. В 1827 г. Жилярди представил окончательный проект, и тогда же начались работы по переустройству, закончившиеся только через пять лет. Архитектор придал зданию черты, присущие позднему московскому ампиру, - тяжеловесность, скупой декор на больших плоскостях стен. Обращает на себя внимание наиболее часто повторяемый Жилярди декоративный прием, объединяющий протяженный фасад, - ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами. Центр здания отмечала многофигурная скульптурная композиция, выполненная И. П. Витали, изображавшая единение Науки и Искусства. Здание отделяет от двора решетка, заключенная между несколькими каменными столбами, на которой помещены круглые медальоны с масками и надписями, смысл которых так и остался для меня неясен.
Ремесленное училище, основанное в 1830 г., было преобразовано в 1868 г. в Императорское техническое училище, готовившее высококвалифицированные кадры инженеров-механиков, строителей и технологов. В 1930 - 1943 гг. училище называлось Механико-машиностроительным институтом, потом ему было возвращено исконное название, а в 1989 г. училище опять потеряло это уникальное в России название и стало техническим университетом, еще одним в числе многих, образованных недавно.
От Лефортовской площади к северу отходит Малая Почтовая улица, называвшаяся Хапиловской по речке и пруду рядом. В конце XIX в. ее переименовали по почтовому двору, находившемуся недалеко от этих мест.
В начале улицы, за низким двухэтажным строением стоит здание во дворе (N 2). которое когда-то было великолепным дворцом, находившимся в центре богатой усадьбы. Владельцы ее были и родовитыми и сановитыми - в 1759 г. генерал-поручик и камергер Н. А. Корф, потом статский советник Ф. Г. Швет, с 1767 г. - адмирал И. Л. Талызин, с 1780 г. - камер-юнкер князь И. П. Тюфякин, а с 1789 г. - граф Дмитрий Петрович Бутурлин. Он позднее расширил усадьбу, приобретя в 1794 г. соседний участок слева (на углу с Госпитальным переулком) у камер-советника прусского короля Генриха Никласа.
Главный дом изображен на первом известном нам плане усадьбы 1759 г., но тогда он был, вероятно, одноэтажным с мезонином, который в 1805 г. был заменен сплошным деревянным этажом. Перед домом находился парадный двор, ограниченный каменными флигелями, соединяющимися чугунной оградой с львами на воротах. По воспоминаниям сына Д. П. Бутурлина, дом был "... с пространным садом, занимал более 4 десятин, сад доходил до реки Яузы и примыкал одним боком к улице и мосту, ведущим к военному госпиталю. При доме тянулся ряд оранжерей и теплиц с экзотическими растениями".
Д. П. Бутурлин был внуком фельдмаршала А. Б. Бутурлина и крестником самой императрицы Екатерины II, пожаловавшей ему при крещении чин сержанта гвардии. Перед ним открывалась блестящая карьера, но, по словам его сына, "увлекшись в молодости либеральными теориями, вызвавшими Французскую революцию, отец умолял императрицу отпустить его в Париж, в чем она ему отказала, и за что он, рассердившись, оставил службу и переехал на жительство в Москву". Д. П. Бутурлин официально числился директором Эрмитажа, но там не появлялся, а занимался в своем доме в Немецкой слободе пополнением библиотеки и разведением редких растений - он страстно любил садоводство.
Библиотека Бутурлина славилась не только в России, но и в Европе, считаясь одной из крупнейших частных библиотек. Она, как и вся усадьба, сделалась жертвой пламени московского пожара в сентябре 1812 г.: "Помню, как матушка, роясь в груде развалин и перегоревшего мусора, подбирала обломки любимых Севрских чашек, темно-синих, не превратившихся в черный колер... В числе вещей, остававшихся в нашем доме весною 1812 года, было несколько пудов столового серебра, и если бы оно сгорело, то слитки попадались бы в пепле; но ни соринки серебра не нашлось. Это и есть одно из доказательств, что пожар сопровождался грабежом". Похоже на то, что и знаменитая библиотека была также разграблена, так как у московских книгопродавцев встречались позже книги из бутурлинской библиотеки.
Д. П. Бутурлин был женат на Анне Артемьевне Воронцовой, которая приходилась троюродной сестрой матери Пушкина Надежды Осиповны, и не удивительно, что Пушкины просили ее отца, графа Артемия Ивановича Воронцова, быть крестным отцом Александра Пушкина.
В 1831г. наследники Д.П. Бутурлина продали погоревший дом и весь участок купцу первой гильдии В. А. Розанову, в 1875 г. бывшая усадьба перешла к купцам Максиму, Федору и Никите Кондрашовым, построившим в 1884 г. перед главным домом двухэтажные здания, где поместилась ткацкая фабрика. В 1887 г. они переделали главный дом с надстройкой третьего этажа по проекту архитектора И. П. Херодинова.
На левом углу Госпитального переулка и Малой Почтовой улицы (N 4/1 - 3) в конце XVIII в. находилось владение того самого Ивана Васильевича Скворцова, "во дворе" которого, как было записано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове, "... у жилца ево моэора сергия лвовича Пушкина родился сын александр".
Семья Пушкиных после ухода с военной службы Сергея Львовича и рождения 20 декабря 1797 г. первенца, дочери Ольги, переехала в Москву. Возможно, что сначала они остановились у матери в ее собственной усадьбе в Огородной слободе, а поздней осенью 1798 г. (обычно дома снимали осенью, после летнего сезона) наняли дом в Немецкой слободе.
Он находился на участке, расположенном на углу Госпитального переулка, и принадлежал коллежскому асессору Ивану Васильевичу Скворцову, который купил его этой же осенью у своего хорошего знакомого и делового партнера купца Иосифа Булгареля. На участке стояли два одноэтажных дома - один на самом углу с Малой Почтовой, а второй по переулку, ближе к Госпитальному мосту. Здесь 27 мая 1799 г. родился Александр Сергеевич Пушкин.
Пушкины жили у Скворцова до осени этого года, когда они уехали в Псковскую губернию, откуда вернулись уже на новое место - в Огородную слободу, сняв деревянный дом на углу Большого Харитоньевского переулка.