Автором нескольких небольших зданий в этом переулке был архитектор Максим Карлович Геппенер, который много работал в Москве - в числе его построек были, в основном, приюты, училища, гимназии, пожарные части и пр. Здесь, во 2-м Мариинском переулке, почти у пересечения переулка с Новой Божедомкой, он выстроил особняк (N 18) для себя, с эркером, выходящим во двор.
Этому же архитектору принадлежит проект особняка (N 4), построенного в 1894 г. и выкрашенного сейчас в яркие белый и красный цвета. На их фоне выделяется вензель из двух букв - "С" и "М". Местные жители гордо утверждают, что они обозначают имя владельца - Саввы Морозова, "того самого". Но знаменитый меценат не имел никакого отношения к этому особняку: оказывается, он принадлежал не ему, а Константину Мейеру, торговцу резиновыми изделиями; вензель же составлен из первых букв его имени и фамилии в латинском начертании.
С правой стороны в глубине участка - тоже любопытный дом, переделанный Геппенером из хозяйственной постройки на территории усадьбы Мейера.
Далее можно по Новой Божедомке выйти на Бахметьевскую улицу, названную по домовладельцу XVIII в. С 1949 г. это улица Образцова, крупнейшего специалиста в области железнодорожного транспорта, отца более известного публике актера-кукольника. Академик В. Н. Образцов жил на этой улице в доме N 12 и долгое время преподавал в Институте инженеров железнодорожного транспорта (здания его находятся напротив того дома, в котором жил он).
Институт был основан в 1896 г. и первые 17 лет назывался Московским инженерным училищем. В нем готовили инженеров-строителей, которым после дополнительного испытания в Петербургском институте инженеров путей сообщения присваивалось звание инженеров-путейцев. Сперва институт не имел собственного помещения и находился на Тверской в том самом доме, который впоследствии переоборудовали под роскошный магазин Елисеева. Уже в конце 1896 г. был приобретен участок земли на Бахметьевской улице, и по проекту петербургского архитектора И. С. Китнера началось строительство учебных зданий, занятия в которых, еще не полностью отделанных, начались 20 сентября 1898 г. С первых же лет училище завоевало популярность и уважение - организованная первым его директором Ф. Е. Максименко гидравлическая лаборатория была уникальной, в училище преподавали такие маститые ученые, как химик И. А. Каблуков, физик А. А. Эйхенвальд, математики С. А. Чаплыгин и Н. Е. Жуковский. Учеба была весьма напряженной - достаточно сказать, что студент был обязан выполнить не один, а три дипломных проекта: по мостам, железным дорогам и водным сообщениям. В 1913 г. училище преобразовали в Институт инженеров путей сообщения и назвали именем императора Николая II. В 1924 г. институт стал называться по имени уже не императора, а главаря чекистов, ответственного по совместительству за железнодорожный транспорт, Ф. Э. Дзержинского. Институт несколько раз "сливался" с другими учреждениями, потом "разливался", носил имя самого "вождя народов", и сейчас, уже значительно расширенный, называется Институтом инженеров железнодорожного транспорта.
Недалеко от института, на Бахметьевской же улице (N 19а) стоят здания гаража - одна из этапных работ архитектора К. С. Мельникова - построенные в 1928 гг. (металлические перекрытия гаража разработаны знаменитым инженером В. Г. Шуховым) для выписанных из Англии автобусов фирмы "Лейланд". Это была новаторская (как и многие другие произведения архитектора) постройка: в рецензии на эту работу отмечалось, что благодаря новому принципу планировки были достигнуты "значительные эксплуатационные преимущества". Мельников сумел так спланировать внутренние помещения, что при въезде и выезде автобусов исключалось применение заднего хода, что значительно упрощало и ускоряло работу. Это строительство дало толчок работе над многими другими проектами Мельникова - как писал он: "...отсюда взвился мой ЗОЛОТОЙ СЕЗОН".
Божедомский переулок по величине превосходит одноименные улицы: он тянется от Садового кольца до Самотечной улицы, длина его составляет более 640 метров. В 1940 г. переулок назвали Делегатской улицей (различного рода делегаты останавливались в так называемом 3-м Доме Советов, здание которого находится в начале переулка). В Москве после Октябрьского переворота как грибы стали расти различные "Дома", - то Советов, то ЦИКов, то Союзов. Под эти названия маскировались либо жилые дома для новых хозяев, либо учреждения новой власти. Из гостиниц повыгоняли постояльцев и вселили новую бюрократию - лучшие здания города отдали бесчисленным учреждениям. Таким же образом конфисковали здание Духовной семинарии и устроили там еще один дом советов, где заседали делегаты многочисленных съездов.
Здание, в котором был этот самый "3-й Дом Советов" - московский дворец, один из замечательных архитектурных памятников. В XVIII в. тут находилось большое имение, принадлежавшее Стрешневым. Возможно, что и ранее им владел кто-либо из представителей этого рода, выдвинувшегося при царе Михаиле Федоровиче после того, как в 1626 г. царицей и великой государыней стала Евдокия, дочь незнатного дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева.
Первый брак царя Михаила (в 1624 г.) был неудачен. Молодая жена его, княжна Марья Долгорукая, умерла почти сразу же после свадьбы, и царь Михаил Федорович долгое время не соглашался выбрать себе новую царицу, но после долгих уговоров матери и отца, патриарха Филарета, он, наконец, уступил. В 1626 г. в Москву свезли 60 самых пригожих девиц, но царю неожиданно понравилась незнатная девушка, бывшая в прислугах у боярышни Шереметевой. Повторилась история Золушки - Евдокия Стрешнева, к удивлению и зависти многих, стала новой царицей. Если о первой жене царя летописец утверждал, что ее "испортили", то про вторую жену этого сказать никак нельзя: от нее у царя Михаила родились семеро дочерей и трое сыновей (в их числе царь Алексей "Тишайший", отец великого Петра).
В Москве род Стрешневых владел городской усадьбой с каменными палатами на Большой Дмитровке (N 7) и загородным имением тут, за Земляным городом. Возможно, что его владельцем первоначально был сам царский тесть - после его смерти здесь долгое время был огород, называвшийся "Стрешневым". В конце XVII в. участок принадлежал дальнему родственнику царицы Евдокии, боярину Родиону Матвеевичу Стрешневу, умершему в 1687 г., а потом его сыну. Последним же владельцем из рода Стрешневых был тайный советник и сенатор Василий Иванович Стрешнев. В 1773 г. он заложил усадьбу за 20 тысяч рублей своему родственнику графу Ивану Андреевичу Остерману, к которому она и перешла.
Его отец, Генрих Иоганн Фридрих или, как его звали в России, Андрей Иванович Остерман, был государственным деятелем петровского царствования. Дотоле незнатный и неизвестный, он был замечен Петром, стал дипломатом, получил титул барона, занимал высшие посты в государстве, но, не поддержав "дщерь Петрову" Елизавету в ее борьбе за трон, был сослан в Березов, где и умер. Его жена, Марфа Ивановна, урожденная Стрешнева, разделившая с ним ссылку, вернулась в Москву и поселилась здесь. Их сын, Иван Андреевич Остерман, также разжалованный и лишенный вместе с отцом всех орденов и бывший в ссылке, достиг потом немалых чинов: стал государственным канцлером и президентом Коллегии иностранных дел. Выйдя в отставку в 1798 г., он зажил большим барином в своей усадьбе в Москве, где, по словам Пушкина, "пребывало богатое неслужащее боярство, вельможи, оставившие двор, люди независимые, беспечные, страстные к безвредному злоречию и к дешевому хлебосольству". На Иване Андреевиче прекратилась мужская линия Остерманов. но через его сестру Анну, вышедшую замуж за графа И. М. Толстого, фамилия перешла к внуку - графу Александру Ивановичу Толстому, ставшему Остерманом-Толстым. героем Отечественной войны 1812 г., отличившимся в битвах при Бауцене и Кульме.