Сын Ивана Даниловича - великий князь Симеон Гордый повелел известному тогда художнику Гойтану расписать стены храма, а в 1350 году пристроил к нему каменный притвор, или трапезу, которая в 1473 году при Иване III была перестроена.
Обитель Спасоборская по образцу древних греческих монастырей служила общим пребыванием чернецов и черниц, а вместе с тем приютом для убогих и нищих обоего пола. Калита и его преемники сами кормили и одевали их. Архимандриты этой обители были всегда духовниками великих князей. Во время нашествия на Москву Тохтамыша обитель была разграблена и ее архимандрит Симеон убит, но Дмитрий Иванович и его сын Василий восстановили обитель снова. В 1490 году Иван III, расширяя свои палаты, перенес обитель за реку Яузу под именем Новоспасского монастыря. Дворцовый же монастырь был обращен в собор, именуясь церковью Верховою, или Спасскою, на царском дворе, а иногда же Спасскою за двором великого князя. Впоследствии же ей было придано название Придворного собора.
Великий князь Василий III в 1527 году собор возобновил, и он освящен митрополитом Даниилом. Второе возобновление сделано царем Иваном Васильевичем в 1554 году после большого кремлевского пожара, а вслед за тем, когда им был покорен Новгород, пристроены в линию с алтарем собора две отдельные церкви, или придела: с северной стороны - во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; а с южной - во имя трех исповедников: Гурия, Самона и Авива. Первый из этих приделов после 1812 года упразднен, а последний остался. Третье, и последнее, возобновление произведено при императрице Анне Ивановне в 1737 году: исправлена сгоревшая в том же году крыша. В 1863 году еще кое-что подновлено, исправлено, и собор освящен митрополитом Филаретом.
Взглянув на этот храм, ровесника Москвы, невольно поражаешься странной противоположностью, которую он представляет с окружающим его Императорским дворцом: он кажется точно вросшим в землю, и крест средней главы едва равняется со вторым этажом дворца. Внутренность храма невелика, своды поддерживаются толстыми, несоразмерными столпами. Великолепия нет, но местные иконы достопамятны древностью. В соборе почивают под спудом святые мощи пермского епископа Стефана, обратившего пермяков и зырян в христианство. Мощи находятся у северной стены с 1396 года1. В ризнице собора между прочими вещами хранится древний драгоценный оклад с иконы Спаса Нерукотворного, который император Фома Палеолог благословил дочь свою Софью.
Верхоспасский собор (Спас за Золотой решеткой). Собор этот, находящийся во дворце, назывался прежде церковью Спаса Нерукотворного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Первоначальное построение его приписывают Софье Фоминичне, супруге Ивана III, но достовернее, что храм построен царем Михаилом Федоровичем в 1635-1636 годах. Строителем храма был подмастерье каменных дел Божен Огурцов. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Федоровича и до Петра 1, были крещены их дети и совершалось молебствие в день совершеннолетия царевичей, когда они объявлялись наследниками престола. От этого храма лестница вела на так называемую боярскую площадку, которая теперь значительно меньше, чем была в старину, потому что часть ее отошла под Владимирский зал дворца. Бояре сходили с лошадей или, начиная с XVII века, выходили из карет и рыдванов, не доезжая до царского дворца, и шли пешком во дворец. На боярской площадке они останавливались для отдыха и для совещаний между собой, прежде чем предстать пред царские очи. На этой же площадке объявлялось частное царское распоряжение боярам и читались царские указы. Здесь же государь жаловал именинными пирогами бояр, окольничих думных и ближних людей2. Самая верхняя площадка названной лестницы ограничена вызолоченной решеткой, которая и была поводом к наименованию храма "за Золотой решеткой".
После первоначальной постройки храм неоднократно был возобновляем и украшаем. По повелению царя Федора Алексеевича в нем сделаны новые иконостасы. Потом храм был обновлен в 1686 году. В 1737 году на нем сгорела кровля. Императрицы Анна, Елизавета и Екатерина II привели храм в прежнее цветущее состояние, а графиня Матрена Павловна Салтыкова устроила в нем в конце прошлого столетия серебряный чеканный иконостас. Царские врата и престол уцелели, к счастью, в 1812 году. Наконец, по воле императора Николая Павловича собор еще раз отделан в 1836 году, причем стены его были особенно тщательно расписаны ликами святых в древнем стиле. Из числа местных икон храма замечательны:
1. Икона Всемилостивого Спаса древнего византийского письма, покрытая слюдой; по преданию, она привезена из Рима царевной Софьей Фоминичной.
2. Явленная икона Пресвятой Богородицы, называемая Новоникитской, в богатом серебряном вызолоченном окладе со звездами из восточного хрусталя.
3. Логгина Сотника, написанная в начале XV века и завещанная великим князем Василием Темным своим наследникам.
4. Федора Стратилата, ангела царя Федора Алексеевича.
5. Иоанна Предтечи.
При храме - придел во имя Иоанна Крестителя. К этому же собору принадлежат церкви: Положения Ризы Богоматери во Влахерне (Печерская часовня), Екатерины Великомученицы, Воскресения Словущего, Распятия Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, и Воскресения Лазаря3