Девкины бани1, Агашка2, Заверняйка3, Красилка4, Облупа5, Шипунец6, Феколка7, Татьянка8 , Плюшиха9 и проч. Между прочим, был кабак, носивший название Неугасимого. Он находился за храмом Василия Блаженного под горой и помещался в подвале без дневного света; весь день и всю ночь он слабо освещался ночниками. Там преимущественно сбывалось все краденое, и пойманные воры благодаря темноте действительно могли утверждать, что не в состоянии указать никого в лицо. Тут же поблизости, почти примыкая к Лобному месту с северной стороны, находился "Кабак под пушками", названный так потому, что подле него, по свидетельству Олеария, лежали на земле две огромные пушки, обращенные на ту улицу, по которой обыкновенно татары делали нападение на город. Кабак этот уничтожен только в начале XIX столетия вместе с облегавшими его со всех сторон лавками и прилавками всякого рода торговцев.
Мы уже говорили, как умели подчивать в старину. Скажем теперь, как подчивал своих гостей князь-кесарь Ромодановский. Все приходившие к нему, какого бы они звания ни были, должны были прежде поклона хозяину осушить большой кубок простого вина, приправленного перцем. Вино это на золотом блюде подносил ученый медведь. Плохо было тому, кто думал отказаться. Косматый виночерпий, выпустив блюдо, вцеплялся в волосы гостя и до тех пор таскал его, пока тот не выпивал до дна предложенного ему кубка.
Мы говорили также о настойках. Скажем об одной из них несколько слов. Кто не слыхал о травнике "ерофеиче", который новейшие водочные заводчики снова хотят ввести в употребление. Травник "ерофеич" стал известен с 1768 года. Изобретение его приписывают одни - петербургскому цирульнику, другие - каширскому мужичку. Обоих звали Ерофеичами, и оба они будто бы вылечили своим настоем графа Алексея Федоровича Орлова. Было время, что "ерофеич" был в громадной славе, и фунт наборных трав для него стоил более 10 рублей серебром. Теперь он забыт.
Здесь совершенно уместно упомянуть и о том, какие помимо хлебного вина приготовлялись хмельные напитки в древней Москве. Оригинальным и лучшим питьем был мед. Меды были вареные и ставленые. Первые варились, вторые только наливались. По способу приготовления и по разным приправам меды имели названия: простой мед, мед пресный, белый, красный, мед обарный, мед боярский, мед ягодный. Чтобы сделать обарный мед, разбавляли медовый сот теплой водой, процеживали, клали туда хмель и варили в котле, затем выливали, простуживали и бросали туда кусок ржаного хлеба, натертого патокой и дрожжами, давали несколько вскиснуть, наконец, сливали в бочки. Боярский мед отличался от обарного тем, что при разбавлении меда бралось его в шесть раз больше, чем воды: он кис неделю, потом его сливали в бочку, где он стоял неделю с дрожжами; потом уже его сливали с дрожжей, подпаривали патокой и, наконец, сливали в другую бочку. Ягодный мед приготовлялся так: ягоды варились с медом до тех пор, пока совершенно раскипали; тогда эта смесь снималась с огня, ей давали отстояться, потом ее процеживали, сливали в мед, уже сваренный прежде с дрожжами и хмелем, и запечатывали. Ставленые меды приготовлялись как квасы, но с дрожжами или хмелем, и потому были хмельны. Их делали летом из малины, смородины, вишен, яблок и проч. В посудину клали спелые ягоды, заливали отварной водой и давали стоять до тех пор, пока вода не принимала вкуса и цвета ягод, потом сливали воду с ягод и клали в нее чистого меда по вкусу, потом бросали туда кусок печеной корки, дрожжей и хмеля, и когда смесь эта начинала вскисать, то хлеб вынимали, чтобы она не приняла хлебного вкуса; мед на дрожжах оставляли от пяти до восьми дней в теплом месте, а потом снимали и ставили в холодное. Мед ставленый держали в засмоленных бочонках, и он был иногда до того крепок, что сшибал с ног. Все путешественники, посещавшие Москву, единогласно признавали достоинство наших медов и расславляли их в далеких странах.
* * *
Здесь мы заканчиваем обозрение Москвы в пределах Камер-Коллежского вала, не упустив по возможности ничего, что имеет какое-либо отношение к ее истории, и переходим к описанию близких окрестностей Москвы, которые тесно связаны с ее историей и без которых старина Москвы была бы неполна и многое осталось бы в ней непонятным.
8Татьянка, или Танькин кабак, по одним сказаниям, находился у Мясницких ворот, по Другим - на Пегировке, против нынешнего Театрального училища. По преданиям, Танька Ростокинская наезжала сюда со своими молодцами из Ростокинских лесов и гуляла здесь с ними по целым ночам.