Из московской практики исторических экскурсий
(вдоль Остоженки)
Иван ГРЕВС
Иван Михайлович Гревс (1860 - 1941), известный русский историк, воспитавший большую школу медиевистов*, замечательный педагог и реформатор высшей школы, был основоположником семинарской системы и экскурсионного метода в университетском образовании. Из созданного им в университете "исторического семинара" вышли известные историки Л. П. Карсавин, Н. П. Опокар, О. А. Добиаш-Рождественская, организаторы музейного и экскурсионного дела, краеведы Н. П. Анцифиров, А. Я. Закс и многие другие. Гревс писал: "Все самые главные мои силы уходили на профессорство... В своем преподавании и в своих учениках я был счастлив..." Иван Михайлович преподавал в Петербургском (Ленинградском) университете (1899 - 1941) и на Высших женских (Бестужевских) курсах (1892 - 1918). Как лектор и руководитель семинаров он был очень популярен у молодежи.
Большую роль в процессе обучения Гревс отводил путешествию по местам изучаемых событий. Он писал: "Всего сильнее на меня влияло и действовало не столько правильное учение у кого-нибудь, сколько переживаемые впечатления..." Иван Михайлович стремился приблизить учеников к истории, так сказать, непосредственно; им был сформулирован девиз: "От книг к памятникам, из кабинета на реальную сцену истории и с вольного исторического воздуха опять в библиотеку и архив". В 1907-м и 1912 годах он организовал экскурсии студентов в Италию, предварительно подготовив их на соответствующих семинарах. Он продумывал каждый шаг знакомства с замечательным центром человеческой культуры. Гревс был мастером исторической экскурсии. "Экскурсии должны сделаться постоянным и интегральным элементом изучения и преподавания истории в общеобразовательной и научной школе", - считал он.
После революции, желая принести пользу просвещению народа, И. М. Гревс наряду с академиками С. Ф. Ольденбургом и С. Ф. Платоновым активно включается в краеведческое движение, переживавшее тогда свое "золотое десятилетие". Он становится организатором, теоретиком краеведения и экскурсионного дела. В 1918 - 1920 гг. участвует в работе экскурсионной секции музейного отдела Губполитпросвета, с 1921 года возглавляет гуманитарный отдел Петроградского экскурсионного института, входит в Центральное бюро краеведения, выступает на съездах краеведов, публикует ряд программных статей. Гревс считает, что краеведом-историком может быть не только специалист, но любой "образованный сын края", любящий свою малую родину и приобретший необходимые методические навыки; уважение к своему прошлому и любовь к отечеству должны быть в основе краеведческой работы.
Секретарь гуманитарного отдела Петроградского экскурсионного института А. Я. Вейнерт вспоминала о работе Гревса в институте: "Бесчисленные собрания, заслушивание и критика докладов; активнейшее участие в наших семинарах; авторские статьи и лекции по вопросам экскурсионной методики, участие в прослушивании новых руководителей, в организационных и экскурсионных поездках то в Павловск, Гатчину или Петергоф, то в Москву, то в Вологду, Галич или вообще на Север..."
Во время одной из таких поездок, предпринятой группой организаторов гуманитарного отдела Петроградского экскурсионного института в целях обмена опытом, и была написана предлагаемая ниже работа. В ней содержится подробный анализ экскурсии по Остоженке, дается ее методический разбор, а также предлагается увлекательный рассказ об истории этой части Москвы, описываются дивные уголки ее, к сожалению, в настоящее время во многом утраченные. Экскурсия проходила 7 декабря 1920 г.**: холод, голод, разруха, но для участников ее как будто не существует этих суровых реалий действительной жизни - так велики их горение, любовь к своему труду, который они считали "важным орудием просвещения" народа.
Работа, написанная в 1921 году***, публикуется впервые. Подлинник хранится в Петербургском филиале Архива Российской академии наук (Ф. 726. Оп. 1. N197). В тексте сохраняются подчеркивания автора, устранены без оговорок ошибки и описки, переводы иноязычных слов приведены в подстрочных сносках, равно как и примечания самого И. М. Гревса. Примечания автора публикации даны в конце статьи.
Москве принадлежит пальма первенства, хронологического и качественного, в деле разработки теории и осуществления на практике гуманитарных экскурсий в школе****. В последние годы (уже до войны) дело двинулось там сильно вперед, и Петербургскому экскурсионному институту необходимо самое близкое и постоянное соприкосновение с Москвою для совместной дальнейшей разработки вопросов в дружеском сотрудничестве. Группа организаторов гуманитарного отдела института хорошо оценила это на примере состоявшегося уже общения; она устраивала поездки в Москву и встречи с москвичами в Петербурге для взаимного ознакомления и заложения фундамента общей работы.
Мы вынесли очень много из такого общения, методически и практически. Главные работники гуманитарного экскурсионного дела в Москве - Н. Г. Тарасов, Н.А. Гейнике, А. В. Бакушинский, А. Я. Закс, Н. С. Елагин - сильно двинули вперед выработку системы и проведение ее на опыте, они создали около себя группы, даже "школы" деятельных продолжателей. Полезно делиться впечатлениями о полученных результатах и, может быть, небезынтересно, если они собираются благожелательным, заинтересованным свидетелем со стороны, посмотревшим надело взглядом сочувствующего критика.
В таком смысле здесь предлагается описание одной экскурсии, устроенной в Москве для нас, приезжих петербуржцев-экскурсионистов, 7 декабря 1920 г. по инициативе Н. А. Гейнике. Она типично воплощает одно из направлений разрабатываемых в Москве экскурсий по гуманитарным предметам. То была чисто историко-культурная экскурсия, причем художественные памятники и их эстетическая оценка привлекались лишь как вспомогательные средства для разрешения бытовой проблемы. Поручено было проведение ее одной из старших и надежнейших специалисток, прошедших семинарий Н. А. Гейнике1 Лидии Евлампиевне Случевской. Общая цель ставилась методически-опытная, роль экскурсантов-наблюдателей должны были играть мы сами, приехавшие из Петербурга методисты. Это было любопытно и приятно.
** Вравская О. Б. в статье об архивных материалах И. М. Гревса и Н. П. Анциферова ошибочно связывает эту экскурсию с поездкой Гревса в Москву с группой учителей Петроградской стороны с 1 по 8 октября 1921 года (Вравская О. Б. Архивные материалы И. М. Гревса и Н. П. Анциферова по изучению города Археографический ежегодник за 1981 год. - М., 1982. С. 306).
*** См. описание дома Коробкиных: "Так, по той же правой стороне, до прошлого года сохранился... дом Коробкиных".
**** Уже с начала настоящего века появляется экскурсионная литература по Москве (см., например, очень хорошую статью А. А. Кизеветтера в 1 томе "Трудов Московского педагогического общества "История Кремля" с литературою, тогда имевшеюся, для изучения Москвы. Сравни обстоятельную библиографию в книге "Москва - путеводитель" Е. А. Звягинцева, М. Н. Коваленского, М. С. Сергеева и К. В. Сивкова (издательство И. Н. Кушнерева. Москва, 1915) - Петербург несколько отстал.