На ее счету большие экспозиции и выставки: прежде всего многолетнее научно-художественное поддержание строя основной экспозиции на Пречистинке; авторские (вместе с коллегами) выставки к 100-летию памятника Пушкину в Москве; к 150-летию выхода в свет "Медного всадника"; не менее 20 крупных выставок, в которых она выступала в качестве заведующего экспозиционного отдела; большая авторская выставка "Русские литераторы и российская дипломатия XVIII - начала XIX века". Что касается малых выставок - их не счесть.
Особый, многолетний опыт Волович составляют стационарные выставки - вне стен музея: "Пушкин и Мицкевич" в здании быв. гостиницы "Север" на ул. Немировича-Данченко, где встречались два великих поэта; "Из истории дома Зинаиды Волконской на Тверской"; в подмосковном Остафьеве; в Институте русского языка имени Пушкина - для студентов-иностранцев; на теплоходе "Александр Пушкин" - лайнере, обслуживавшем иностранных туристов; в Тбилиси в доме потомков близкой знакомой Пушкина Александры Осиповны Смирновой-Россет; в Бродзянах (Словакия), где организован Музей русско-словацких культурных связей имени Пушкина. Каждый такой "выносной" музей - это целая музейная новелла, это многолетний подготовительный труд. Это - музейные "пушкинские десанты".
Целую эпопею в жизни Государственного музея А. С. Пушкина и в жизни Н. М. Волович составляет создание мемориальной квартиры Пушкина на Арбате (ныне дом N 53). Ведь это единственный сохранившийся в Москве дом, где была квартира поэта. Мало того, здесь началась его семейная жизнь. Он снял квартиру в конце 1830 года, готовил ее для приема Натали Николаевны, которую и ввел в дом сразу после венчания. Это было 18 февраля 1831 года. Здесь молодые прожили до мая. Как бы противоречива ни была история семейной жизни Пушкина, но ведь не зачеркнуть написанных им слов: "Я женат и счастлив..." Дом на Арбате - это дом счастья. Москва дала жизнь поэту. Москва подарила ему свою первую красавицу, горячо им любимую жену.
Как ни странно, но этот уникальный дом полтора столетия находился в нашей столице, на родине поэта, в полном небрежении. Эта была коммуналка, "воронья слободка".
Государственному музею А. С. Пушкина целиком принадлежит инициатива, труд и честь создания в этом доме музея, который по замыслу должен стать для Москвы чем-то хоть отдаленно эквивалентным петербургской "Квартире на Мойке". Что же это за Москва, которая не увековечила в себе единственный дом, единственное пространство, где жил Пушкин?
Создание музея продолжалось 14 лет: доказательства, подготовка документов, переселение жильцов, проектирование, практическая реставрация, оборудование и т. д. И все 14 лет - напряженная творческая работа по осмыслению содержания и образа музея, тем более трудная, что никаких данных об обстановке, о сохранившихся вещах из этого дома не было. В первоначальных проектах дом рассматривался как центр притяжения большого "пушкинского маршрута" по сохранившимся в округе объектам пушкинского времени. Сам дом планировалось как бы обнять с дворовой стороны красивым архитектурным объемом - рамой для драгоценности. В этом объеме мыслились два экспозиционных кольца: "Пушкин и Москва" и "Кольцо даров", своеобразное дарохранилище из прекрасных материалов пушкинской эпохи. Шла напряженная научная работа. И маршрут, и музей были созданы, но... в виде подробнейшего макета (автор проекта Е. А. Розенблюм). Началось и архитектурное проектирование. Но, увы, большому проекту не суждено было реализоваться. Будем радоваться и тому, что дому возвращен его первоначальный облик, и тому, что удалось в нем экспонировать. Открытие состоялось 18 февраля 1986 года, в годовщину свадьбы Пушкиных. Впервые и навсегда увековечено в Москве пространство, где жил Пушкин. Сама Москва и уж, конечно, Арбат, стали от этого чуть другими, выше, лучше (несмотря на временную, надеемся, пошлость, заполонившую эту замечательную улицу).
Нет возможности и необходимости описывать в деталях этапы научной, экспозиционной и иных работ, итогом которых явился музей. Нам важно сейчас лишь поведать, что на всех этапах роль Нины Моисеевны Волович в коллективном труде по созданию мемориала была чрезвычайна велика - она внесла в это святое дело и опыт, и талант, и свойственную ей собранность, и самоотверженность, и любовь.
Да, если бы в музейной жизни Нины Волович (как и других участников) не было иных свершений, то и "Квартиры Пушкина" хватило, чтобы жизнь не казалась прожитой зря...
Она была яркой личностью - предельно сосредоточенная, не отвлекающаяся во время работы, в рекреационное время она поражала совершенно своеобразным и тонким юмором. Она умела дружить - и потому у нее было много друзей. Кажется, у нее не было недоброжелателей. У нее была прекрасная семья, она с мужем воспитала двух сыновей.
Нина Моисеевна - из тех музейных деятелей, которые "поддерживают священный огонь", которые ценят и хранят традиции.
О музейных работниках нередко говорят: это скромные люди! Да, Нина Моисеевна была безусловно очень скромным, достойным человеком, ей было чуждо ячество. И вместе с тем она была гордым человеком, необычайно много сделавшим для славы Пушкина, для своего музея, для людей!
Александр КРЕЙН
Уже после кончины Н. М. Волович стараниями ее товарищей в Государственном музее А. С. Пушкина был подготовлен к печати сборник статей и докладов Н. М. Волович "Пушкин и Москва", в котором представлены ее работы последних лет, основанные на ранее не публиковавшихся архивных материалах, редких изданиях XIX в. на английском, немецком, французском языках. Книга вышла в свет в издательстве "Alinka - Press" в прошлом году (тираж 10000 экз.) с предисловием Ю. М. Лужкова. Мэр столицы оценил труд Н. М. Волович как ценный подарок к 850-летнему юбилею Москвы и 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.