На иконе, написанной около 1170 года и ныне находящейся в Успенском соборе Московского Кремля, поясное анфасное изображение святого Георгия - юношеское безбородое лицо, обнаженная голова, волосы кудрявые, крупными кольцами, он в легком пластинчатом доспехе и красном плаще, в правой руке Георгий держит копье, левая рука лежит на рукоятке меча. В Третьяковской галерее имеется аналогичное иконе Успенского собора изображение Георгия на иконе, также относящееся к XII веку, но не поясное, а в рост. На ней хорошо виден его легкий доспех. В Русском музее в Петербурге хранится икона XIII века, на которой изображен стоящий в рост Георгий с крестом, вместо копья, в правой руке.
Ко времени первой сохранившейся иконы пешего Георгия относится и его конное изображение на фреске в Георгиевской церкви старой Ладоги. Роспись выполнена около 1167 года. На фреске нарисован эпизод "чуда Георгия о змие", когда царевна ведет уже укрощенного змия на своем поясе к городу, а Георгий на коне сопровождает ее. Фигура святого в полном покое, правой рукой он придерживает вставленное пяткой в стремя копье, левой держит узду коня, только плащ, украшенный звездами, испускающими острые лучи, вьется по ветру.
Таким образом, пешее и конное изображения святого Георгия в XII веке существовали в русской иконописной традиции одновременно. То же продолжалось и позже, но с XV - XVI веков иконы на тему чуда Георгия о змие - изображения Георгия на коне - становятся преобладающими.
Самая известная и совершенная по мастерству икона "Чудо Георгия о змие" XV века новгородской школы (ныне - в Русском музее Петербурга), необычайно динамичная и изящная, изображает святого в момент боя: вздернув коня на дыбы, длинным копьем - сильным и точным ударом - он поражает змия в "прожорище". Развевается плащ, изгибается змий, сраженный при прыжке на Георгия. Этот образ можно считать эталонным для всей дальнейшей разработки сюжета "чуда святого Георгия о змие".
Вряд ли именно эта икона, найденная в сельской церкви, в селе Манихине Ленинградской области, была образцом для иконописцев, наверное, существовал какой-то иной эталон, неизвестный нам, но следование ему мастеров различных областей России несомненно.
Этот, сложившийся окончательно к XV веку образ Георгия Победоносца и стал принятым русским народным сознанием и отображенным в фольклоре образом святого, вошедшим в число величайших народных героев - персонажей русских былин. (Кстати сказать, среди них один - Илья Муромец - был причислен к лику святых, память - 19 декабря ст. ст.)
Иконописная традиция, сохраняя точно образ самого Георгия и сюжет иконы, дозволяла иконописцу вносить несущественные для содержания, но играющие определенную роль в художественной композиции иконы изменения. Чаще Георгий повернут правой стороной к зрителю и поражает находящегося на первом плане змия пикой, держа ее в правой руке. Но есть также иконы, на которых Георгий повернут влево; при таком положении он опять-таки держит пику в правой руке, левой натягивая узду, а змий находится за конем.
Некоторые иконописцы (безусловно, на основании народного толкования) видели Георгия в Первом всаднике "Откровения святого Иоанна Богослова": "...Конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить". На новгородской иконе XVI века (Новгородский музей-заповедник) святой Георгий, изображенный стоящим в рост, кроме пики и меча, имеет на бедре колчан со стрелами и лук за спиной.
Как государственный русский княжеский знак изображение Георгия впервые появляется при Ярославе Мудром, имевшем христианское имя Георгий, на чеканенной им серебряной монете - в виде стоящей фигурки человека с копьем и мечом.
Московские князья имели своими княжескими знаками на печатях и деньгах также изображения своих святых покровителей: Иван Калита - Иоанна Предтечу, его наследник Семен Иванович - святого Симона, Иван Иванович (1326-1359, великий князь московский с 1353 г.) - святого Иоанна. Но в княжение Ивана Ивановича вместо изображения его святого появляются на одних монетах фигурки воина с мечом, на других - воина, замахнувшегося мечом на змея-дракона. На печати Дмитрия Донского 1371 года по традиции изображен Дмитрий Солунский, но на коне. с венцом на голове, в доспехах, развевающемся плаще-епанче, со знаменем в левой руке. На печати 1389 года, то есть позже Куликовской битвы, рисунок изменен: в правой руке всадника копье, на поясе - меч. Печати сына Дмитрия Донского Василия - одна имеет образ святого Василия Кесарийского, на другой изображен всадник на коне, вооруженный копьем, которое держит в поднятой правой руке и острие которого направлено вниз. Окончательно оформляются рисунки конного знака московского князя при внуке Дмитрия Донского - Василии Васильевиче: на деньге его времени изображен всадник, колющий копьем змия.
Фактическое превращение великого княжеского знака в герб свершилось при Иване III. В немецком издании "Записок о Московии" австрийского дипломата первой четверти XVI века Сигизмунда Герберштейна находим подтверждение этому: там помещен портрет царя Ивана III и на одном листе с ним - в щите - рисунок всадника, поражающего копьем дракона, этот рисунок назван "гербом великого князя московского".
Женившись на наследнице византийских императоров и тем самым приняв на себя их наследство, Иван III принял герб Византии - двуглавого орла. На его государственной вислой печати (вислая - то есть не прикладываемая к документу, а прикрепляемая к нему на шнуре) изображены на одной стороне московский всадник ("ездец", как он назван в документах), на другой - двуглавый орел. По всей видимости, все же главным символом считался московский герб, так как вокруг него идет надпись: "Иоанн Божиею милостию государь всея Руси великий князь" - более значительная, чем вокруг орла: "Великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, Вятский, Пермский и Болгарский".
Печать Ивана IV Грозного - новый этап формирования государственного герба России. Изображение двуглавого орла находится в середине, вокруг него - по кругу - изображены печати - гербы земель, кроме герба Москвы (бывшего Московского княжества), который расположен на груди орла. Таким образом, в общероссийском гербе получила изобразительное воплощение идея о Москве как сердце России.
Уже на печати Ивана III четко определился канонический рисунок всадника, образцом для которого послужил иконный подлинник. Этот рисунок в гербе Москвы сохранялся вплоть до перерисовки его фон Энденом.
Любопытна малая государственная печать Лжедмитрия 1: в ней расположенный на груди орла герб Москвы нарисован по правилам западноевропейской геральдики, и всадник повернут в другую сторону, чем на печатях Ивана III и Ивана IV.
При первых Романовых - Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче - в общем сохраняется форма печати-герба, установившаяся при Иване IV. Но в конце XVII века предпринимается попытка гербы земель, перечисляемых в титуле государя, разместить не вокруг орла, как это сделано на печати Ивана IV, а на его крыльях. Рисунок герба такого вида приложен к "Дневнику путешествия в Московию" секретаря австрийского посольства в Россию в 1698-1699 годы И.Г. Корба. Герб Москвы на нем по-прежнему расположен в центре, на груди орла.
До начала XVII века всадник на московском гербе, по толкованию официальных лиц, обозначал самого великого князя и государя. Русский посол во Флоренции в 1659 году на вопрос герцога Тосканского, не нарисован ли в московском гербе святой Георгий, ответил: "То великий государь наш на аргамаке". В официальных документах всадника называли "ездец", в одной из описей имущества Алексея Михайловича герб на перстне описан так: "Персона человеческая на лошади с саблею, под лошадью змий".