Ежедневно на пульт дежурной части поступает до пятнадцати тысяч различного рода сообщений. В том числе и ложных, например, о якобы заложенном взрывном устройстве в школе. Из всех поступивших звонков только 600-700 требуют вмешательства милиции, остальные имеют справочный характер.
С помощью дежурной службы “по горячим следам” раскрывается более 60% преступлений.
Для милиции очень важно, чтобы сообщение о преступлении поступило тут же после его совершения и от самого потерпевшего, а не от посредников, которые могут не знать всех подробностей. Бывает так, что потерпевший сначала звонит своим родственникам, знакомым, а уже они спустя какое-то время звонят в милицию. В этом случае теряется оперативность выезда на место происшествия и снижается достоверность сообщаемой информации. Звоня на службу 02, будьте конкретны и сообщайте о самом событии и месте, где оно произошло, опуская при этом второстепенные сведения, например: “Я пошла гулять с собакой, вернулась и т.д.” При этом очень важно все-таки представиться. Почему? Потому что у милиции могут по мере раскрытия преступления возникнуть какие-то вопросы к звонившему. Также очень важно в случае, если преступление совершено в квартире или в подъезде, назвать код замка или код домофона. Иначе прибывшая милиция теряет время, не имея возможности быстро попасть в подъезд.
Когда вы дозваниваетесь до службы 02, не смущайтесь, если какие-то секунды никто не берет трубку. Ваш звонок уже зафиксирован, телефоны 02 — многоканальные. Просто все операторы в настоящий момент заняты разговором с другими заявителями, и до вас обязательно дойдет очередь.
Оператор службы 02 (их в дежурной части ГУВД четырнадцать в каждой смене), представившись и приняв от вас заявление, тут же передает эту информацию в территориальный отдел внутренних дел, проще говоря, в отделение милиции по месту совершения преступления или по месту жительства потерпевшего. Если есть надежда найти преступников “по горячим следам”, оператор параллельно передает аналогичную информацию в радиоцентр дежурной части ГУВД, сотрудник которой по радиостанции дает указание патрульной группе (ПГ), работающей на определенной территории, прибыть на место происшествия. Именно она способна в расчетное время — до девяти минут — оказаться там, а если экипаж ПГ находится близко от объекта, — то и значительно быстрее. Патрульная группа, прибыв на место, должна связаться с потерпевшим, при необходимости вместе с ним обследовать дворы и улицы. Если нужно, оператор радиоцентра способен подключить к поиску преступников несколько автомашин, отозвав их с территории. Например, при задержании преступников, совершивших вооруженное нападение на инкассаторов у магазина на Можайском шоссе и скрывшихся на автомашине, участвовало до двадцати патрульных милицейских нарядов.
При нападении на технически охраняемые объекты к предотвращению преступления подключаются наряды вневедомственной охраны. Для раскрытия некоторых преступлений, например, убийства, квартирной кражи, разбойного нападения на квартиру и т.д. по указанию дежурного выезжает следственно-оперативная группа, в составе которой есть эксперты, дознаватели, кинолог с собакой. Они занимаются сбором информации о преступлении, опрашивают очевидцев, фиксируют следы преступления. От добросовестности работы этой группы зависит в дальнейшем эффективность предварительного расследования, о котором подробнее пойдет рассказ ниже.
При совершении преступления звонить можно не только на службу 02, но и в территориальное отделение милиции, телефоны которого знать необходимо, например, для вызова дежурного инспектора в случае семейного конфликта. Необходимо также знать телефоны местных организаций коммунальных услуг. К сожалению, часто на службу 02 звонят люди с требованием принять меры, например, по прекращению утечки газа, ликвидации течи воды и т. д.
В настоящее время на Петровке заканчивается строительство нового комплекса дежурной части ГУВД. Он будет соответствовать современным технологическим требованиям. По оптико-волоконной связи сюда будет поступать вся информация о происшествиях в городе, здесь же будет сосредоточен и весь архивный информационный массив. Будущее нашей службы 02 в чем-то будет соответствовать американской службы 911, хотя это сравнение и не совсем корректно. Дело в том, что у службы 911 функций значительно больше, чем у службы 02. Тем не менее...
В городе Чикаго с пригородами проживает около 7 млн. человек. Он разбит на 25 районов и 5 областей. В его полицейском управлении, на правах нашей службы 02, действует единый диспетчерский комплекс службы 911. Он обеспечивает единые командные и контрольные функции между полицией, пожарной службой и скорой медицинской помощью. Каждый вызов по номеру 911, набранный непосредственно или соединенный оператором, имеет фамилию, адрес и номер телефона абонента (позвонившего).
Цель Центра — ответить на 90% вызовов по 911 не позднее второго телефонного гудка. Вся система рассчитана на то, чтобы справляться с увеличением объема вызовов снизу вверх до 3000 звонков в час и более чем 6,5 млн. вызовов в год. Благодаря универсальным часам записывается точное время каждого вызова. Каждый звонок получает свой номер.
Система включает в себя "экспертную оценку” для установления приоритетов среди вызовов скорой помощи. Вызов, в котором сообщается об угрозе жизни, может быть немедленно передан к исполнению, в то время как оператор, принявший вызов, продолжает беседовать с абонентом, инструктируя его до приезда бригады.
Как только раздается звонок, у оператора на экране выводится обозначение местонахождения звонившего. Это место можно выделить графически. Это очень помогает, если потерпевший не в состоянии определить свое местоположение. Сюда также входит информация о строениях, наличии вредных химических элементов, какие-либо недавние обращения в полицию.
Диспетчерский комплекс службы 911 включает в себя 108 рабочих мест в операционном зале. Каждое рабочее место разработано с точки зрения эргономики. На пульте можно регулировать тепло, воздушный поток и освещение. В зависимости от роста и телосложения оператора можно регулировать крышку стола во избежание синдрома, вызванного долгой неподвижностью в одной и той же позе.
Более 3000 полицейских терминалов завязаны на 24 базовые станции, установленные по всему городу. Любой полицейский может пользоваться не только прямой речевой радиосвязью, но и самостоятельно обращаться к базе данных, электронной почте и передавать закрытые сообщения с устройства на устройство.
Теперь, допустим, вы сами приходите в отдел внутренних дел, чтобы лично подать заявление о преступлении. В этом случае вы должны обратиться к дежурному по отделению, и только к нему. Именно он должен принять и зарегистрировать заявление, т. е. поставить на нем прямоугольный штамп с формулировкой: “Зарегистрировано в единой книге учета заявлений и сообщений за № ...” с указанием даты, наименования ОВД и за подписью дежурного. Он же должен выдать вам корешок талона уведомления за определенным номером, в котором будет написано, что ваше заявление или сообщение принято таким-то отделом внутренних дел. В нем будет также изложено краткое содержание вашего заявления. Все это должно быть подписано дежурным и вами — заявителем. Также должна быть проставлена и дата регистрации. При необходимости дежурный обязан помочь вам сформулировать ваше заявление. Кстати, заявление можно подать в любой ближайший отдел внутренних дел. Дежурный не имеет права отказать в приеме заявления. В этом случае форма регистрации та же, что и описана выше, только заявление потом будет отправлено в тот орган, на территории которого совершено преступление или проживает потерпевший. В этом случае теряется время на пересылку заявления, поэтому первый вариант подачи заявления предпочтительнее.
ЗАКОН О МИЛИЦИИ, СТАТЬЯ 10: “Милиция обязана принимать и регистрировать заявление, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или обще-ственной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством”.
Орган дознания, которым является милиция, обязан проверить заявление и принять решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
СТАТЬЯ 109 УК РФ: “Прокурор, следователь, орган дознания и судья обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решение в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях— в срок не более 10 суток.
По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения, однако без производства следственных действий, предусмотренных
настоящим Кодексом.
По поступившему заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе возбуждения уголовного дела;
3) о передаче заявления или сообщения о подследственности или подсудности. О принятом решении сообщается заявителю...”