Особняком от всех служб в местном ОВД стоит паспортный стол. Это подразделение - как мостик между ОВД и гражданской жизнью, самое беспокойное и самое посещаемое жителями место. Пожалуй, здесь, как нигде, сконцентрированы сведения о гражданах, проживающих на территории местного отделения милиции. У людей, избежавших встреч с милицией по криминальному поводу, все представления о последней складываются из впечатлений от посещения паспортного стола. Но паспортный стол - это не вся милиция. Его сотрудники, часть которых - люди без погон, занимаются больше бюрократическими процедурами, нежели борьбой с преступностью. Прежде всего, они выдают паспорт, исходный документ для получения всех других документов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 июля 1997 года сейчас производится поэтапная выдача паспортов с российской символикой, которая должна завершиться до 31 декабря 2005 года. В отличие от паспорта гражданина СССР новый паспорт впервые будет выдаваться с 14 лет, а не с 16, как было раньше, затем в 20 лет и в 45 - бессрочно. В нем не будет указываться национальность. К этому можно добавить его практически стопроцентную защищенность от подделки. Например, чтобы вклеить другую фотографию, нужно испортить целую страницу, так как она покрыта люминесцентной пленкой. В среднем каждой паспортистке для оформления нового документа необходимо до 40 минут.
Люди часто теряют паспорта. Ежегодно в Москве по вопросам утраты документов в паспортный стол обращается до 80 тыс. человек. Что это - халатность или желание иметь два или три паспорта? Бывает и так и так. Однако все должны знать - милиция способна легко проверить, был ли паспорт утерян, и когда это произошло. В случае обнаружения обмана гражданина ждут серьезные неприятности. Чтобы получить новый паспорт, нужно написать заявление на имя начальника ОВД, который поручит провести проверку участковому инспектору. Последний в свою очередь снимает объяснение с заявителя, делает запросы в зонально-информационный центр и стол находок. Затем он составляет протокол административных правонарушений. За умышленную порчу документа или небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, начальник ОВД вправе наложить на нарушителя штраф.
Так как процедура выдачи нового паспорта взамен утраченного достаточно продолжительна и, как правило, длится не менее месяца, начальник ОВД может выдать взамен паспорта временный документ - временное удостоверение личности с фотографией. Правда, оно не действует в финансовых учреждениях и не принимается в органах ЗАГС.
Сотрудники паспортного стола также занимаются пропиской и выпиской граждан. Сейчас это называется регистрацией и снятием с регистрационного учета граждан по месту жительства. Они осуществляют регистрацию иногородних по месту пребывания. Местом пребывания могут быть не только квартиры москвичей, но и гостиницы, дома отдыха, общежития. Что касается регистрации по месту пребывания, то ее необходимо рассмотреть более подробно, так как она вызывает неоднозначную реакцию в обществе.
По цели пребывания регистрацию иногородних можно разделить на две группы. Первая - это регистрация студентов, военных и других лиц, прибывших в Москву не на один год. Вторая группа - это иногородние, прибывающие в столицу для бизнеса, в гости, в командировку и для заработков. Жители других стран СНГ при регистрации должны оплатить сбор в три минимальных оплаты труда за период пребывания в столице. Правда, Закон освобождает от уплаты четырнадцать категорий граждан: участников и инвалидов ВОВ; граждан Республики Беларусь; близких родственников москвичей; лиц проживающих на территории Эстонии и Латвии и не признанных гражданами этих государств; граждан, прибывающих на лечение по направлениям государственных медицинских учреждений; членов делегаций, творческих коллективов и т. д. При регистрации по месту пребывания выдается Свидетельство. Оно действует при предъявлении паспорта.
При отсутствии регистрации у сотрудников милиции есть основания доставить не москвича в ОВД и наказать его в административном порядке. Первый раз штраф равен пяти минимальным оплатам труда, второй уже может достигать двадцати минимальных оплат. При таких штрафных санкциях явно невыгодно уклоняться от регистрации.
Но ответственность за отсутствие регистрации могут нести и москвичи, и должностные лица, предоставившие иностранным гражданам без регистрации жилое помещение. Первый раз им выносится предупреждение или с них взыскивается штраф в размере до пяти, второй раз от пяти до двадцати минимальных оплат труда.
Смысл регистрации по месту пребывания заключается не столько в цели изъять деньги у гостей столицы, сколько в том, чтобы в какой-то мере контролировать миграционные процессы, предупреждать правонарушения со стороны иногородних граждан.
Пока действуют паспорта старого образца, в паспортных столах оформляют бланки, подтверждающие гражданство России, а также регистрируют иностранцев дальнего зарубежья по заявкам отделов виз и регистрации. Как видите, работы много для 4-5 сотрудников. Тем не менее, понятны и претензии граждан, встречающих в паспортных столах невнимание, волокиту, а порой и хамство.
В апреле месяце 1998 года Конституционный Суд РФ отменил некоторые пункты 713 Постановления Правительства России, которые, по мнению суда, ограничивали права и свободы граждан на передвижение. Теперь регистрация граждан будет осуществляться при предоставлении должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами уже надлежащим образом оформленных и заверенных документов, подтверждающих наличие оснований для вселения их в жилое помещение.
В каждом территориальном отделе внутренних дел имеется отделение или группа сотрудников, занимающихся предупреждением правонарушений несовершеннолетних. В связи с тем, что книга адресована в основном подросткам, этой теме будет посвящена целая глава.