Первые документальные сведения об Алексеевской слободе относятся, в основном, к началу XVII в., когда она уже существовала и имела в своем составе 65 дворов. Это была черная тяглая слобода, то есть слобода, обязанная нести государственные повинности, названная вполне вероятно, по церкви во имя св. Алексия, московского митрополита, здание которой в значительно искаженном виде стоит на соседней Николоямской улице.
Две улицы пересекали слободу - Большая и Малая Алексеевские (переименованные в 1919 и 1922 г. и, как ни странно, до сих пор еще остающиеся Коммунистическими!).
Большая Алексеевская была основной улицей слободы. Писатель П. И. Богатырев, рассказывая о Москве 80 - 90-х гг., даже назвал эту улицу одной из самых лучших в Москве: "Большая Алексеевская улица в своем начале очень широка, почти шире всех улиц Москвы. Богатые, великолепные дома делают ее прекрасной улицей. Здесь нет ни лавок, ни магазинов, ни мастерских, кроме двух золото-канительных фабрик Алексеевых".
Большая Алексеевская издавна была спокойной, типично московской купеческой улицей, и такой характер она сохранила даже в начале XX в. - в одном из путеводителей писали тогда, что улица застроена "роскошными домами именитого купечества и лишена совершенно делового движения", но сейчас движение на ней стало значительно интенсивнее.
Эта улица одна из немногих в Москве, где сохранилось так много прекрасных зданий конца XVIII - начала XIX вв. - один за другим они выстроились по красной линии, являя собою зрелище редкое и необыкновенное.
У Таганской площади первые дома на Большой Алексеевской (N 1, 2, 3 и 5) - небогатые обывательские строения, с весьма сдержанной декоративной обработкой пилястрами, рустом, замковыми камнями. На первом этаже находились помещения для лавок с почти обязательным проездом во двор, как правило, заполненный хозяйственными постройками: складами, амбарами, конюшнями, а на втором - квартиры, снимавшиеся ремесленниками, мелкими чиновниками, разночинцами, приезжими купцами.
Подальше от толчеи и беспокойства торговой Таганской площади выстроили себе представительные дома владельцы побогаче. Дом N 9, с пилястровым портиком (обратите внимание на забавных ангелочков в тимпане фронтона, изображенных в этаком задиристом виде - подбоченившись и ручки уперши в бок), выстроен, вероятно, в начале XIX в. В середине века им владел потомственный почетный гражданин Алексей Полежаев, чей вензель "АП" изображен в тимпане фронтона. В конце века владельцем этого особняка был Павел Васильевич Зубов, из старого купеческого рода, увлекавшийся коллекционированием. Его собранию мусульманских и сассанидских монет позавидовал бы Британский музей, а библиотека по востоковедению была одной из самых полных в России. В его гостеприимный особняк на Большой Алексеевской часто приходили известные ученые, артисты, литераторы. Здесь хранилась и прекрасная коллекция музыкальных инструментов (в которой были скрипки Амати и Страдивари), собранная еще его отцом Василием Павловичем Зубовым и конфискованная коммунистами.
Коллекцию монет сам владелец передал в Исторический музей, а вот ценнейшая библиотека оказалась распыленной по многим хранилищам и, по сути дела, перестала существовать. Могила П. В. Зубова в Андроньевском монастыре, как и все захоронения там, была уничтожена, но в последнее время удалось найти ее место, и там был поставлен крест с надписью "Павел Васильевич Зубов 1862-1921".
Дом N II, владелицей которого в начале XIX в. была купчиха Пелагея Кононова, также один из образцов жилых домов, строившихся в Москве богатыми купцами, но он сохранился хуже, чем другие, ибо был несколько раз перестроен. Однако в интерьере его еще остались следы первоначальной декоративной обработки.
В Алексеевской слободе жили весьма состоятельные купцы, такие как, например, владелец обширного дома (N 13), "мануфактур-советник, почетный гражданин и кавалер" Иван Алексеевич Колесов, бывший в 1834 - 1837 гг. городским головой Москвы. Ему, конечно, хотелось иметь дом не хуже, а лучше многих других его соседей: он приобрел большой дом, почти дворец, принадлежавший в 1806 г. холмогорскому купцу Д. В. Сорокину, и еще увеличил его. Колесов соединил главный дом с флигелями так, что по улице выстроился длинный фронт зданий, в котором можно угадать три обычных компонента городской усадьбы - главный дом посередине и два флигеля справа и слева от него.
В этом месте от Большой Алексеевской отходит Малая, и на углу двух улиц возвышается один из самых красивых московских храмов - святого Мартина Исповедника, величественное сооружение, в котором выделяются прекрасно прорисованные колонные портики, крупная ротонда, увенчанная куполом и бельведером, и стройный силуэт высокой изящной колокольни. Колонны - основная декоративная форма, применяемая архитектором: они то распределяются равномерно, то стягиваются в пучки, группируясь в компактные группы.
В одной из публикаций об этой церкви говорилось, что образцом ее послужил лондонский собор святого Павла, гениальное произведение Кристофера Рена. Сходства, однако, тут мало, его можно усмотреть разве что в общей композиции купола, который у Рена, правда, значительно мощнее, и щедром использовании пучков колонн как декоративного приема.
Чтобы соорудить такой храм, надо было обладать немалым капиталом. Его имел московский купец первой гильдии Василий Яковлевич Жигарев, городской голова в 1795 - 1798 гг., живший в приходе этой церкви. Он не только оплатил возведение огромного храма, но и пригласил прекрасного архитектора - Родиона Родионовича Казакова, составившего проект здания. Разрешение на строительство было получено в январе 1792 г., два придельных храма - иконы Грузинской Богоматери и св. Мартина Исповедника - были освящены в 1800 г., а главный Вознесенский престол - в 1806 г. Роспись храма выполнял кто-то из известных декораторов Скотта: либо Карло, либо его племянник и ученик Пьетро (есть также указания на авторство живописца Клауди).
Почему же один из престолов храма был посвящен святому, не очень известному на Руси - папе римскому Мартину, изгнанному в Тавриду, где он и скончался в 655 г.? Дело в том, что день поминовения этого святого празднуется 14 апреля, - в этот день в 1502 году венчался на царство Василий III, и возможно, что первоначальное построение храма связано именно с этим событием.
В 1927 г. церковь закрыли, и только недавно в ее трапезной, где еще остались стенные росписи, возобновились службы. В придельном храме поставлен иконостас, который был когда-то в церкви, но после закрытия хранился в Музее архитектуры.
На последнем участке Большой Алексеевской находятся еще два значительных здания, о которых необходимо рассказать. Одно из них (N 27) выстроено, очевидно, в конце 1820-х - начале 1830-х гг. купцами Василием и Павлом Челышевыми (последний был строителем известных в Москве гостиницы и бань на Театральной площади - "Челышей"), которые заменили небольшой деревянный дом, стоявший в глубине участка в окружении двух флигелей, на каменный особняк, соединенный двухэтажными переходами с ними. За домом шел обширный сад, выходивший на Малую Алексеевскую.