Как хорошо слово "крутицы" описывает крутость, обрыв, резкий подъем или спуск. В Москве было урочище, которое так и называлось - Крутицы, которое осталось в именах набережной и переулков недалеко от Новоспасского моста. Это единственное место во всей Москве, где так близко друг от друга находятся три крупных и древних церковных учреждения - Новоспасский и Симонов монастыри и Крутицкое архиерейское подворье. Все они поставлены были на виду у всей Москвы, на "крутицах", высоких крутых речных берегах.
История Новоспасского монастыря (Новоспасская, с 1919 г. Крестьянская площадь, N 10) оказывается тесно связанной с историей древнейшего московского - Дани-ловского. Сын его основателя, князь Иван Данилович Калита, перенес монастырь в Кремль, к своему дворцу, и построил там Спасский собор: "В лето 6838 (1330 г.) мая в 10 день князь Великий заложи церковь камену во имя св. Спаса Преображенья близ сущу своего двора, и нарече быти ту монастырю...".
В Кремле монастырь, ставший Спасским, пробыл почти двести лет. При великом князе Иване 111 многое изменилось: завелись новые порядки, иноземцы-зодчие принялись возводить божьи храмы в Кремле, они же стали строить новый царский дворец, и Спасскому монастырю уже не оказалось места - великий князь приказал вывести его из Кремля вон, на далекую окраину. Случилось это, по всему вероятию, в 1490 г., ибо перед тем монастырь погорел; в пожар 1488 г. "...внутрь города Москвы загореся двор князя великого Ивана Ивановича, ту много казны згорело, да Спаськы монастырь згорел, от тех мест и разорен оттуду". Новое место монастырю подыскали далеко за городом, на "крутице", и там он стал известен под именем Спасопреображенского на Новом месте или просто Новоспасского.
Весной 1491 г. на виду у всей Москвы стал строиться новый Спасопреображенский собор. Летописец записал, что "...повелением великого князя Ивана Василиевича архимандрит Спаский Афанасий заложил церковь каменую на Новом Преображениа Господа нашего Иисуса Христа", и через шесть с половиной лет он же отметил: "Тоя же осени (1496 - 7 гг. - Авт.) Сентября 18. в неделю, священа бысть церковь каменаа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в монастыри на Новом преосвященным Симаном, митрополитом всеа Русии". Вот с этого времени и начинается история Новоспасского монастыря.
В первые же годы правления династии Романовых монастырь стал пользоваться особым покровительством царей, так как в нем стали хоронить членов этого рода. В Смутное время монастырь много претерпел, но благодаря щедрым царским пожалованиям в продолжение каких-нибудь 10 - 15 лет он изменился неузнаваемо.
Основное строительство развернулось в нем в первую половину XVII в. Собрали многих каменщиков и кирпичников, поселили их всех вместе за Таганскими воротами Земляного города, - тогда образовалась новая слобода, получившая название Каменщики, - и стали строить.
Возможно, первой постройкой в монастыре был так называемый архиерейский дом, то есть резиденция архимандрита монастыря, возведенная в 1619 - 1622 гг. В 1644 - 1645 гг. здание расширили с востока и в начале XVIII в. надстроили третий этаж. Архиерейский дом, или палаты патриарха Филарета, находится слева от входа в святые ворота монастыря, в этом здании часто останавливался, приезжая из Москвы, патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича.
В 1622 г. в знак благодарности за свое освобождение из польского плена он освятил небольшую церковь св. Саввы. которая помещалась в шатровой колокольне с правой стороны от собора. Саму же колокольню Филарет построил "своею государскою Патриаршею казною".
В 1640 г. царь Михаил Федорович стал строить каменные стены. Это было капитальное сооружение - стены более полукилометра периметром, высотой до 7,5 метров и толщиной в два метра, превратившие монастырь в первоклассную крепость. Еще раньше в нем разместили вооруженный отрад для защиты от нападения с юга: "Лета 1615 года, апреля 13, Государь царь и Великий Князь Михаил Федорович велел Петру Григорьевичу Дашкову быти у Спаса в Новом монастыре для оберегания от прихода крымских и ногайских людей, а с ним государь указал быти с сотником сту человек стрельцов, и Петру, будучи у Спаса в Новом монастыре жити с всяким сбереженьем и сторожи б у него в монастыре были не ропкие, а стерегли не оплошно, чтоб татарове безвестно к монастырю не пришли и дурна какого не учинили".
Вместе со стенами стали строить вместо уже обветшавшего собора новый, тоже огромный. Начали его в 1645 г., а освятили 19 сентября 1649 г. и перенесли туда из Вятки чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Построили собор еще больше, чем старый, в частности, для того, чтобы те, которые были похоронены вне пределов старого собора, могли быть под сводами нового. Этим объясняется появление галереи вокруг собора, где изображено родословное древо русских великих князей и царей от Владимира Святославича до убитого царевича Дмитрия. В подклете собора были похоронены многие представители рода Романовых. Совсем недавно сюда перенесли прах великого князя Сергея Александровича, убитого террористом и похороненного в кремлевском Чудовом монастыре, снесенном коммунистами. Останки его случайно обнаружили во время земляных работ в 1985 г. и перенесли их 1 сентября 1995 г.
После главного собора на пожертвования князя Я. К. Черкасского стали строить при больничной палате Никольскую церковь с приделом св. мученика Петра, которую закончили в 1652 г.; она находится справа от святых ворот. Еще одну большую церковь начали сооружать в непосредственной близости от главного монастырского собора в 1675 г. и освятили ее главный престол во имя Покрова. В комплексе с храмом находились и хлебодарная палата, и ризница, и библиотека.
Следующее большое строительство в монастыре происходило через сто лет, в 1759 г. по проекту И. П. Жеребцова затеяли возводить огромную колокольню, но через три года остановились - не было денег. Только через двадцать лет они нашлись - монастырь посетила Екатерина II и пожаловала 20 тысяч на достройку. Еще несколько лет велись строительные и отделочные работы, и, в конце концов, огромная колокольня была сооружена. Размеры ее впечатляют: высота более 72 метров, что эквивалентно 24-этажному дому. На колокольне находилась две церкви: св. Саввы, перенесенная из старой, и преподобного Сергия, освященная в 1787 г. Колокольня получилась огромной и в то же время несколько кургузой. Искусствоведы объясняли это недостатком денег и считали, что должен был быть еще один ярус, но при внимательном чтении архивных документов оказалось, что винить надо было автора проекта.
Последней в монастыре выстроили Знаменскую церковь, которая стоит с правой стороны от главного собора, на месте пришедшей в упадок и разобранной старой церкви, где находились захоронения многих знатных родов - князей Слуцких, Черкасских, Урусовых, Лобановых-Ростовских. Новую начали строить по проекту архитектора Е. С. Назарова в 1791 г. на иждивение графа Николая Петровича Шереметьева. В нижнем ярусе ее оставили усыпальницу, где стали хоронить Шереметевых, а в верхнем освятили престол во имя Знамения пресвятой Богородицы. Знаток истории русской архитектуры М. И. Домшлак писала в своем исследовании об архитекторе Назарове, что Знаменскую церковь можно считать "одним из наиболее красивых и законченных памятников московского строгого классицизма".