Гребенская, или Гребневской Божьей Матери. Церковь находится при входе на Мясницкую улицу с Лубянской площади, по правую руку. Она построена сперва деревянной, во имя Успения Богородицы, великим князем Иваном III в 1472 году в память покорения Новгорода. Прежде церковь носила название Успения на Бору; название же Гребенской, или Гребнев-ской Божьей Матери, получила от чудотворной иконы, поднесенной Дмитрию Донскому жителями города Гребня и стоявшей прежде в Успенском соборе. Иван III брал с собой эту икону во время похода на Новгород, после чего украсил ее серебром и драгоценными каменьями, на киоте велел написать акафист Богородицы в похвалу ее и благодарение за дарование ему сына Василия и поставил икону во вновь созданном им храме. Икона эта была ознаменована впоследствии многими чудесными событиями. В 1612 году русские дружины с этим образом отразили поляков. В 1687 году церковь Гребеневской Божьей Матери была объята пламенем, так что не успели вынести и самого образа; но он "внезапу обретеся на воздухе". Каменная церковь, где настоящий престол Успения Божьей Матери и два придела Иоанна Нового, Белградского и Преподобного Сергия Радонежского, построена царем Иваном IV Васильевичем также после возвращения из Новгородского похода. Церковь древней архитектуры и мала; внутренность церкви представляет собой нечто мрачное и весьма древнее. В трапезной храма погребен первый русский математик и сочинитель арифметики Леонтий Филиппович Магницкий, любимец Петра Великого. Тут же в 1850 году, при перестройке, найден надгробный камень с могилы известного профессора Тредиаковского. При входе в храм есть две надписи с царскими орлами, гласящие, по какому случаю храм воздвигнут и возобновлен1. Возобновление совершилось в 1711 году при Стефане Яворском, и в том же году церковь освящена.
Иоанна Предтечи на Малой Лубянке. Храм Иоанна Предтечи находится недалеко от церкви Гребневской Божьей Матери, на Малой Лубянке. Нынешняя церковь построена в 1689 году. Но первоначально она была построена при великом князе Иване Даниловиче Калите в 1337 году, и тут же находился загородный великокняжеский дом. Доселе в настоящей Предтеченской церкви в иконостасе находятся замечательные по древности местные иконы, а именно: Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Екатерины Великомученицы, Спасителя и Виленской Божьей Матери. Последняя икона напоминает о сношениях русского двора с литовским, или с Вильно, столицей бывшего Литовско-Русского княжества. Недалеко от этой церкви находился и Литовский двор, потому что церковь по старинным актам писалась "у Литовского двора". Так же писалась и церковь Гребневской Божьей Матери.
Всех Святых на Кулишках. Находится близ Варварских ворот, на Солянке, в глубине Варварской площади. Она построена великим князем Дмитрием Ивановичем Донским для поминовения православных воинов, убиенных в Куликовской битве. Церковь воздвигнута немедленно по возвращении князя с Куликова поля в Москву. По обветшании она в 1687 году перестроена и несколько исправлена в 1845 году. Перед входом в церковь есть образ Всех Святых большого размера, перед которым горит неугасимая лампада. Внутренность церкви тесна и явно представляет несовершенство зодчества того времени. Иконостас фигурно-резной, иконопись его старинная, утварь богата. При церкви приделы: Св. Николая Чудотворца и Св. Пророка Наума. Церкви принадлежит чудотворная икона Боголюбской Божьей Матери, находящаяся у Варварских ворот, в часовне со стороны площади.
Часовня построена в московском стиле эпохи Грозного. Башня же Варварских ворот сооружена в 1538 году, в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, и возобновлена в 1880 году. Внутреннее устройство башни, как стратегической техники прежних времен, представляет много любопытного. Пушки были здесь расставлены в несколько ярусов, сообщение между ними производилось по приставным лестницам. Башня, по-видимому, на целый этаж вросла в землю, или, как объясняют, имела подвальный ярус пушечных амбразур, из которых стреляли ниже уровня почвы, вдоль рвов.
Тут, на Варварской площади у Боголюбской часовни, в прошлом столетии разыгралась история, имевшая весьма печальные последствия.
В 1771 году в Москве свирепствовала чума. Умирало ежедневно до тысячи человек. Картина города была ужасающая: дома опустели, на улицах лежали непогребенные трупы, всюду слышались унылые погребальные звоны колоколов, вопли детей, покинутых родными. И вот в ночь на 16 сентября в Москве вспыхнул бунт. Причина бунта была следующая. В начале сентября священник церкви Всех Святых на Кулишках стал рассказывать о будто виденном сне одного фабричного: последнему привиделась во сне Богородица, которая сказала, что так как находящемуся на Варварских воротах ее образу вот уже более тридцати лет никто не пел молебнов и не ставил свечей, то Христос хотел послать на Москву каменный дождь, но она умолила Его и упросила послать на Москву только трехмесячный мор. Этот фабричный поместился у Варварских ворот, собирал деньги на какую-то "всемирную свечу" и рассказывал свой чудесный сон. Толпы народа повалили к воротам, священники бросили свои церкви, расставили здесь аналои и стали служить молебны. Икона помещалась высоко над воротами: народ поставил лестницу, по которой и лазил, чтобы ставить свечи. Очень понятно, что проход и проезд был загроможден. Чтобы положить конец этим сборищам, весьма вредно действующим при эпидемиях, московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, успевший заслужить ненависть невежд искоренением разных злоупотреблений, велел запечатать кружки с деньгами и хотел снять самую икону. В это время раздается набат, чернь бросается в Кремль, где, не найдя Амвросия, истребляет все находившееся в его покоях, а на следующий день хватает его самого в Донском монастыре, где и убивает. Тело Амвросия лежало на улице весь день и ночь. На месте, где он был убит, воздвигли каменный крест. Благодаря генералу Еропкину2 бунт был прекращен. Трое главных убийц повешены; двенадцать человек, огласивших мнимое чудо, сослали на галеры; шестьдесят человек наказали кнутом и сослали на каторгу. В течение целого года покойного Амвросия поминали во все службы, а убийцам возглашалась анафема.
С тех дней вышел приказ прекратить набатный звон по церквам и ключи от колоколен иметь у священников.
Объясним теперь слово "на Кулишках" (иногда говорят: на Кулижках), В простонародье и доселе сенокосные равнины называются кулигами. Весьма понятно, что на местах церквей, к которым прилагается слово "на Кулишках" (таких церквей еще есть две: Трех Святителей, близ Хитрова рынка, и Богородицерождественская на Солянке3), находились сенокосные равнины.
Софии Премудрости Божьей. Первоначально церковь построена около 1480 года переселенцами из Новгорода в воспоминание о новгородском Софийском соборе. Эти же новгородцы дали название и местности - Лубянка, потому что в Новгороде находилась улица Аубяница4. Нынешняя церковь на месте старой построена и освящена при патриархе Никоне 19 июня 1650 года. Придел Св. Николая при ней построен стольником Моисеем Овцыным в 1691 году. Церковь называлась прежде "у Пушечного двора", потому что рядом с ней находился Пушечный двор, немного далее к Рождественке, а напротив к Кремлю - дом князя Долгорукого. Трапезная при церкви вновь построена в 1842 году. При ней еще придел Казанской Божьей Матери. Церковь одной стороной выходит на Софийку, а с трех других сторон сжата частными постройками.
Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке5. Первоначально построена по повелению великого князя Василия Ивановича в 1514 году мастером Алевизом Фрязиным. Вновь перестроена в 1745 году.
При этом храме впервые заявил себя как защитник Москвы князь Дмитрий Михайлович Пожарский.