Общий характер архитектуры нового храма во имя Христа Спасителя напоминает собой древние русские церкви, но византийский стиль здесь несколько видоизменен в тех случаях, где того требовала красота
и легкость формы. Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны портал (т. е. выступ) и образующий таким образом равноконечный крест. Фасад одинаков со всех четырех сторон. Все это здание увенчано пятью главами, из которых средняя своими размерами превосходит все остальные и придает единство и полноту всему строению. Круглая стена этой главы лежит на восьмигранном основании, имеет форму в поперечнике 14 саженей и обведена, словно венцом, рядом красивых столбиков, соединенных арками, под которыми через одну пробиты окна. Все же здание освещается шестнадцатью окнами в главном куполе и тридцатью шестью под хорами, причем все они имеют однообразную, узкую, сверху закругленную, форму; размер их до четырех саженей высоты1. Коридор освещается восьмью окнами по нижнему ряду. Внутри четыре колоссальных столпа поддерживают здание. От расположения этих столпов и порталов образуются двойные стены, а между ними - коридор двух саженей ширины, идущий по обычаю древних христианских церквей вокруг всего храма. Над коридором помещаются пространные хоры.
Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора известными скульпторами: Рамазановым, Логиновским и бароном Клодтом, которые трудились над ними с 1843 по 1863 год. Выбор же сюжетов для этих горельефов по высочайшей воле был предоставлен покойному митрополиту Филарету. Все входные двери, числом 12, выполнены из бронзы, и украшающие их изображения святых отлиты по моделям известного скульптора графа Толстого. Паперти очень эффектно выделяются из общего, так как они сделаны из финляндского мелкозернистого гранита темно-красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего храма.
В 1849 году окончен был большой купол, а в 1858 году наружные леса были сняты окончательно, и храм явился во всей своей красоте и во всей грандиозности своих размеров. Стоимость храма простирается до 15 миллионов рублей.
Высота храма 48,5 сажени, пространство, занимаемое им, равняется 1500 кв. саженей, и легко себе представить, какое сильное впечатление производит на зрителя внешний вид храма!
Вся внутренняя облицовка выполнена из двух сортов русских камней - Лабрадора и шошкинского порфира - и пяти сортов разноцветных итальянских мраморов. Но замечательная мозаика как стен, так и пола при всех своих достоинствах не может отвлечь зрителя от других красот храма, данных ему художественным творчеством. Действительно, здесь религиозная живопись выполнена лучшими нашими художниками, и среди множества прекрасных произведений встречаются образцовые. К последним можно причислить и живопись профессора Маркова в главном куполе храма, изображающую Господа Саваофа, сидящего и благословляющего; в лоне его Сын Божий в образе младенца, а в персях Дух Святой в виде голубя. Кроме Маркова в куполе, по поясу, работал Басин, а в парусах - Бруни. Что же касается образов, то их более двухсот, и в их выполнении принимали участие лучшие наши художники, в том числе Неер, Шамшин, Маковский, Верещагин, Седов, Семирадский, Тюрин и другие.
К 1882 году храм был готов, но освящение его совершено в год коронации императора Александра Александровича, в 1883 году, 26 мая. Освящение было совершено с необычайной торжественностью в присутствии государя, государыни, наследника, других членов царствующего Дома, иностранных принцев, дипломатического корпуса.
Внутри храма, в левом его углу, северном, стояли ветераны Отечественной войны; для отдыха им были приготовлены скамьи. Перед выходом из храма император подошел к ветеранам и милостиво с ними беседовал. Их было немного. Все это были удрученные годами старцы. Каждый из них был с "Георгием" на груди. Надо себе представить, что чувствовали они, свидетели былой русской славы!
В свое время этому дню, т.е. дню освящения в Москве храма Христа Спасителя, было посвящено немало восторженных статей и стихотворений. Один поэт закончил свою оду следующим восклицанием:
И, вспомянув былые битвы,
Народ, представ у алтаря,
Послал горячие молитвы
За Русь, за Веру, за Царя!