Храм Христа Спасителя находится в черте Белого города на том месте, где был Алексеевский женский монастырь1. Храм этот принадлежит к числу замечательнейших не только в России, но и во всем мире зданий и кроме колоссальности и высокого архитектурного достоинства имеет для России важное историческое значение: он сооружен в память событий 1812 года и в благодарность к Промыслу Божию за спасение России.
Мысль соорудить грандиозный храм в память изгнания из русских пределов полчищ Наполеона всецело принадлежала императору Александру 1. По этому поводу был издан манифест, где сказано: "Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших годов вместе с любовью и подражанием к делам их предков".
Среди многочисленных проектов, представленных на усмотрение императора, особенного его внимания удостоился замечательный проект молодого художника Александра Лаврентьевича Витберга (1787-1855).
В своих записках2 Витберг рассказывает, что именно хотел он выразить своим проектом. "Я, - пишет он, - пламенно желал, чтобы храм сей удовлетворил требование царя и был достоен народа. Россия - мощное, обширное государство, столь сильно явившееся в мире, не имеет ни одного памятника, который был бы соответствен ее высоте. Я желал, чтобы этот памятник был таков. Но чего можно было ждать от наших художников, кроме бледных произведений школы, бесцветных подражаний! Следовательно, надлежало обратиться к странам чуждым. Но разве можно было ждать произведения народного, отечественного, русско-религиозного, от иностранца? Его произведение могло быть хорошо, велико, но не соответствовать ни мысли отечества, ни мысли государя. Я понимал, что этот храм должен быть величествен и колоссален, перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме, но тоже понимал, что и, выполнив сии условия, он еще будет далек от цели своей. Надлежало, чтобы каждый камень и все вместе были говорящими идеями религии Христа, основанными на ней, во всей ее чистоте нашего века; словом, чтобы это была не груда камней, искусным образом расположенная, не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский... Но каков же храм чисто христианский? "Вы есте храм Божий и Святой Дух в вас обитает". И следовательно, из самой души человека надлежало извлечь устройство храма".
Задавшись этой высокой целью, А. Л. Витберг, до того мало знакомый с архитектурой, ревностно принялся за ее изучение как с технической, так и с исторической стороны, и среди этих долгих уединенных занятий он все более и более уяснял себе все требования и подробности предполагаемого храма, и вполне обработанный его проект, как уже сказано, удостоился одобрения и утверждения государя.
Вот в общих чертах устройство храма, задуманного Витбергом, все части которого должны были иметь тесную связь с его мистическими идеями.
Так как человек состоит главным образом из трех начал - тела, души и духа, то эту тройственность предполагалось выразить и в устройстве нового храма. Подобно тому и в жизни Спасителя художник выбрал три главных момента: Воплощение, Преображение и Воскресение. И эти три момента пытался выразить тремя храмами, имеющими между собой неразрывную связь и составляющими одно целое. Место для храма Витберг указал первоначально в Кремле, между Москворецкой башней и Тайницкими воротами, но потом изменил свое намерение и избрал для постройки Воробьевы горы. В горе он предполагал устроить нижний храм - храм Воплощения, имеющий форму параллелограмма, освещенный лишь с одной стороны и оканчивающийся мрачными катакомбами. Здесь предполагалось похоронить тела погибших и павших в 1812 году. Нижний храм соединялся со вторым храмом - храмом Духа, который должен был находиться на поверхности горы и потому был открыт со всех сторон. Этот храм имел очертание креста; внутри царил полусвет, мистически изображая собой, по объяснению самого Витберга, нашу жизнь: смешение света и тьмы, добра и зла. Из второго храма внутренняя лестница вела в третий храм - храм Духовный, круглый по форме, освещенный множеством окон, и потому светлый и радостный. Главная лестница, в 50 саженей ширины, шла через пять огромных уступов, украшенных фигурами христианских добродетелей, по нижнему храму, от которого лестница вела к среднему храму. Согласно условиям местности к нижнему храму примыкала длинная, до 300 саженей, колоннада, составлявшая как бы бок горы и на стенах которой предполагалось изобразить все замечательные события Отечественной войны 1812 года. На вершине колоннады предположено было воздвигнуть два обелиска в 50 саженей высоты каждый. Все колоссальное сооружение завершалось пятью главами, причем главный купол имел 25 саженей в диаметре. Вообще, размеры храма должны были поражать своей громадностью: так, высота храма предполагалась в 110 саженей, считая от подошвы горы; от вершины же горы до креста - 80 саженей. И если бы проект был выполнен, то воздвиглось бы огромнейшее в мире здание, превышающее более чем на 40 саженей величайшую из египетских пирамид.
12 октября 1817 года, через пять лет после того как французы оставили Москву и пошли по Калужской дороге, совершилась торжественная закладка храма на Воробьевых горах в присутствии императора Александра Павловича. Закладка была совершена весьма торжественно, причем архиепископ Августин произнес замечательную речь, начинавшуюся словами: "Где мы? Что мы видим? Что мы делаем?"
Тотчас же после закладки Витбергом начаты были работы по постройке храма, но они были неудачны и медленны, и проект Витберга скоро был отнесен к числу несбыточных и невыполнимых. Повелением государя от 16 апреля 1827 года была закрыта назначенная для постройки комиссия и учрежден так называемый Искусственный комитет для проверки действий и изыскания способов и средств для окончания храма. Комитет этот, составленный из опытных архитекторов, отнесся недоверчиво к проекту Витберга и дал заключение, что на избранном месте строить такое огромное здание нельзя, так как фундамент будет касаться песчаного слоя, под которым целая система родников, и что подобная почва не выдержит тяжести и должна будет постепенно оседать. Такое авторитетное мнение комитета нанесло решительный удар по проекту Витберга, и был утвержден проект профессора К. А. Тона.
Место постройки храма было избрано самим государем недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки, где, как уже сказано, находился до того времени Алексеевский женский монастырь.
10 сентября 1839 года совершилась новая торжественная закладка задуманного грандиозного храма.