Если попытаться характеризовать усадьбы подмосковных имений с позиций присущего им архитектурного стиля, то Ясенево, безусловно памятник барокко с характерными для него не только пышностью и внешним блеском, но и известной традиционностью. 06 этом свидетельствуют и французский, то есть регулярный, парк (сейчас сильно заросший), и композиция "курдонера" - парадного двора, быть может, одного из первых по времени художественно скомпонованных усадебных дворов в России.
Ясенево - древнейшее село Подмосковья, известное с XIII в. Оно упоминается около 1339 г. в одной из духовных грамот великого князя московского Ивана Даниловича Калиты. Вплоть до конца XVI в. Ясенево принадлежало его потомкам, в том числе Ивану IV Грозному, в припадке гнева убившему своего старшего сына царевича Ивана Ивановича, которому и было завещано Ясенево.
Под 1635 - 1636 гг. владельцем Ясенева в переписных книгах называется Ананья - младший сын царского духовника, протопопа Благовещенского собора Максима. Ананья находился в фаворе у царицы Евдокии Лукьяновны, неоднократно получал от нее дорогие подарки. Возможно, Ясенево было пожаловано ему по ходатайству царицы в связи с женитьбой в 1631 г. Имение ненадолго задержалось у Ананьи, вернулось в казну, но вскоре было подарено другому удачливому придворному - боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову, После его смерти в 1655 г. Ясенево опять стало дворцовым селом и оставалось во владении царей вплоть до 1690 г. Молодой Петр 1 пожаловал им своего тестя, боярина Федора (Иллариона) Авраамовича (Абрамовича) Лопухина (ум. в 1713 г.), особо оговорив, что он вправе распорядиться Ясеневом по своему усмотрению, только "в монастыри тое вотчину не отдавать"1.
Село не принесло Лопухиным счастья. Сам царский тесть по подозрению в участии в заговоре стрелецкого полковника И.Е. Цыклера был в 1697 г. сослан на дальнее воеводство в Тотьму; дочь - царица Евдокия Федоровна - была пострижена в монастырь; следствие по ее делу и делу сына Петра 1 царевича Алексея закончилось кровавыми казнями. В числе погибших на эшафоте был и тогдашний владелец Ясенева - брат бывшей царицы Авраам Федорович Лопухин (ум. в 1718 г.) вместе с друзьями и родственниками. Виселица с их трупами была убрана лишь в 1727 г., после кончины императрицы Екатерины 1 и возвращения Евдокии Федоровны ко двору. Тогда же конфискованное Ясенево возвратили одному из сыновей казненного вотчинника - Федору Авраамовичу (Абрамовичу) Лопухину (ум. в 1767 г.), впоследствии тайному советнику. В 1733 г. он получил разрешение соорудить в своей усадьбе вместо ветхой деревянной каменную церковь Петра и Павла, но по каким-то причинам строительство не состоялось. Лишь в 1751 г. Ф.А. Лопухин выхлопотал новое разрешение на строительство каменного храма, того самого, который существует и поныне2. По-видимому, почти одновременно в усадьбе были сооружены кирпичные господский дом и флигеля, поставленные перпендикулярно дому. Пространство между ними замкнула ограда.
В первой трети XIX в. ансамбль был перестроен. Флигеля дополнили мезонинами и классицистическими портиками с колоннами, а на барском доме появилась вышка бельведера. В таком виде усадьба просуществовала до 1924 г., когда дом сгорел вместе со всеми предметами обстановки, которые еще сохранялись в нем к тому времени. "Ясенево. Усадьбы этой больше нет, она ушла за несколько лет до смерти Владимира Васильевича (Згуры), - вспоминал сменивший его на посту председателя Общества изучения русской усадьбы искусствовед Алексей Николаевич Греч (Залеман, 1899 - не ранее 1936). - Здесь помнится старый дом с чертами елисаветинского барокко в кустах цветущей сирени, регулярный французский парк с деревьями-старожилами. Так и не пришлось туда съездить вновь, чтобы снять эту удивительно красивую усадьбу"3.
Руины дома начали разбирать в начале 1930-х гг. - на их месте предполагалось строительство здания дома отдыха. Но вскоре эта идея сошла на нет. Правда, от дома уцелел нижний цокольный этаж с остатками лестницы.
Во второй половине 1970-х гг. по проекту архитекторов Г.К. Игнатьева и Л.А. Шитовой на основе сохранившегося фундамента был выстроен новодел, который имитирует внешний вид дома на момент его строительства, то есть на середину XVIII в. В соответствии с этим замыслом были снесены мезонины и ампирные портики, до этого украшавшие флигеля. Поскольку материалов для воссоздания второго этажа дома оказалось недостаточно, использовались аналоги - усадебные дома в Глинках, Лопасне и других местах. Белокаменный декор заменил специальный бетон. В 1995 г. постройка была оштукатурена.
Существовал и второй проект, на наш взгляд более достоверный: восстановить здание таким, каким оно было в XIX - начале XX вв. Но он был отвергнут4. В итоге безвозвратно оказалась утрачена и историко-культурная среда Ясенева того времени.
К сожалению, при принятии решения не было учтено современное градостроительное положение усадьбы. Ее окрестности застроены с севера, юга и запада новыми панельными домами. Непомерно вверх разросшийся парк почти полностью закрывает вид главного дома.
В конце XVIII в. Ясенево принадлежало дочери одного из екатерининских статс-секретарей княгине Анне Григорьевне Белосельской, урожденной Козицкой (1767 - 1846)5 - второй жене просвещенного барина XVIII столетия, дипломата и писателя князя Александра Михайловича Белосельского (1752 - 1809). Среди его детей от первого брака была и знаменитая княгиня Зинаида Волконская, открывшая перечень блестящих образованных женщин своего времени. От этого периода истории Ясенева в усадьбе долгое время сохранялся портрет княгини Анны Михайловны Белосельской, урожденной Наумовой (1740 - 1796). Она была женой рано умершего старшего брата А.М. Белосельского, тоже дипломата (оба последовательно занимали одну и ту же должностъ посланника в Дрездене). Этот брак оказался неудачным. Анна фактически разошлась с мужем, а ее роман с двоюродным братом, бригадиром П.И. Самирским, кончился трагически - она умерла родами. Ее портрет - работа, видимо, крепостного живописца - был единственной картиной, оставшейся в Ясеневе от XVIII в.6 Очевидно, после продажи имения в 1801 г. другие фамильные портреты были вывезены, а этот, напоминавший о неприятной семейной истории, оставлен. Последующие владельцы его сохранили, что делает честь их художественным вкусам. После национализации Ясенева картина вместе с остальными живописными полотнами, частью библиотеки и вотчинным архивом была вывезена из усадьбы в Москву эмиссаром Музейного отдела Наркомпроса Владимиром Антоновичем Мамуровским (1890 -1974). По дороге он захватил и два ящика с книгами из соседнего имения Узкое7. К сожалению, современное местонахождение картин и архива из Ясенева не установлено.