Нынешний Юго-Западный округ расположен на землях, которые еще в начале нашего века считались ближним Подмосковьем, так как границей Москвы была Окружная железная дорога, и они входили в состав одной из пятнадцати волостей губернии - Зюзинской волости Московского уезда.
Эти сельские места хранили и зримые черты, и память многовековой истории. Ведь именно здесь, на юго-западе, археологи обнаружили древнейшие следы поселения человека - Мамоновское городище на высоком правом берегу Москвы-реки, где позднее было село, а затем усадьба Васильевское. Городище датируется первым тысячелетием до нашей эры и относится к типу "дьяковской" культуры. А вдоль трасс древних Серпуховской и Старой Калужской дорог обнаружено более полусотни курганов-могильников славян-вятичей, начавших заселять Московский край с 1Х-Х вв. Они группировались около старинных сел и деревень Зюзино, Коньково, Деревлево, Брехово, Узкое, Теплый Стан, Большое и Малое Голубино.
Через этот подмосковный край не раз прокатывались волны опустошительных набегов татар. Название "Теплый Стан" из глубины веков донесло известие о первой остановке, которую делали здесь приезжие из Орды - их обслуживали жившие тут тяглые люди (т.е. крестьяне, обложенные тяглом - сбором в пользу государства). Уже в XIV в. появляются в этом крае вотчины московских великих князей. Так, село Ясеневское (Ясенево) упоминается в духовных грамотах князей начиная с Ивана Калиты (умершего в 1340 г.). Во владении государей Ясенево находилось с перерывами вплоть до 1690 г., когда Цари Петр и Иван Алексеевичи пожаловали село и усадьбу Лопухиным.
Жалование землями за "государеву службу" было обычным на Руси делом. Таким путем создавались обширные родовые вотчины (их передавали от отца к сыну по наследству) и на юге от Москвы. Один из виднейших бояр Московского княжества Федор Воронец в XIV в. дал название будущему селу и усадьбе Воронцово. То же произошло в XVI в. с Зюзином. Особенно интенсивно переходили подмосковные земли к знати в XVII-XVIII вв. Стрешневы, Репнины, Прозоровские, Голицыны, Лопухины, Трубецкие, Бутурлины, Толстые и другие боярские, княжеские и дворянские фамилии становились владельцами здешних земель. Сама императрица Екатерина II приобрела Коньково для постройки там своего загородного дворца.
Но привлекала не только близость к Москве, Издавна эти места отличались благоприятными природными и климатическими условиями. Расположенная тут Теплостанская возвышенность - самая высокая Подмосковья. Стекавшие с нее небольшие речки - Битца, Городенка, Сосенка, Котловка, Раменка и другие - создавали живописный рельеф часть с оврагами и балками, между которыми простирались поля и леса. Здесь же, в южной растительной зоне Подмосковья, преобладали породы дуба, ясеня, липы. Благоприятной была и юго-восточная "роза ветров". Вот и вырастали тут деревни, села и усадьбы.
"Толковый словарь живого великорусского языка", изданный В.И. Далем в 1882 г., так объяснял слово "усадьба", производя его от глагола "усаживать" (на землю): это "господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом". Поясним, что "ухожами" назывались хозяйственные угодья, в том числе лесные. Такое толкование передает комплексный, многообразный характер русской усадьбы, прошедшей длительный путь развития от XIV до начала XX в.
Усадьба зарождалась как хозяйственный центр на дарованной или приобретенной земле. Однако со времени указа Петра II от 1762 г. "О вольности дворянства" освобожденные от обязательной постоянной службы при Дворе дворяне устремились в свои близкие и отдаленные усадьбы и начали их обустраивать в соответствии с тогдашними требованиями моды и собственными вкусами. На этом этапе усадьба становится не только местом проживания семьи от весны до осени, не только хозяйственным, но и представительным центром - в ней принимали соседей, знатных гостей, по ней судили о самом хозяине. Складывались своеобразные усадебный быт и образ жизни, в которых черты городской культуры сочетались с культурой сельской; господин, знавший французский язык лучше русского, оказывался среди простого народа с его обычаями, песнями и сказками; городской человек приближался к природе, познавая ее красоту.
Начиная с середины XVIII в. русская усадьба переживала период своего расцвета. Она оставила на память поколениям прекрасные архитектурные и парковые ансамбли, художественные и книжные собрания, семейные архивы. Многие усадьбы были знамениты своими театрами, музыкальными и литературными салонами. Не случайно уже в конце XIX в. некоторые из усадеб превращались в своего рода музеи.
На всем протяжении своей жизни русская усадьба была средостением между городом и селом. И в ней находили отражение все важные события, происходившие в стране. Не только в столицах отмечали победы русского оружия в войнах с Турцией при Екатерине II. В Васильевском, усадьбе В.М. Долгорукого-Крымского, и в Воронцове, владении Репниных, воздвигались торжественные усадебные постройки.
Война 1812 г. не обошла бедами и усадьбы: при отступлении из Москвы по Старой Калужской дороге войска Наполеона сожгли Воронцово и Теплый Стан, пострадали церкви в Коньково и Сергиевском.
Москва как магнит притягивала к себе окрестных крестьян, особенно после их освобождения от крепостной зависимости в 1861 г. Они уходили в нее на заработки. В селах получали развитие такие виды хозяйства, как садоводство и огородничество, дающие необходимые Москве продукты. С открытием в 1894 г. на южной окраине города психиатрической больницы имени московского головы Н.А. Алексеева (ныне больница имени П.П. Кащенко) в деревнях Деревлево, Тропарево, Троицкое и других начал широко практиковаться патронат, то есть помещение больных за плату в крестьянских семьях. И еще одна особенность отличала эти места: устройство небольших кирпичных заводов во многих селах - от Черемушек до Ясенева.
Однако в отличие от других подмосковных регионов на юго-западе не было заметно бурного промышленного роста. Здесь проходила единственная - Павелецкая - железная дорога, а построенная в 1903-1908 гг. Окружная дорога служила только для перевалки грузов. И потому окрестные места сохраняли свой сельский образ жизни и вид даже спустя десятилетия после Октябрьской революции. Только начало массового жилищного строительства в 1950-1960-х гг. открыло принципиально новую страницу в жизни юго-западного региона.
Сегодня Юго-Запад - современный столичный округ, со всеми преимуществами и недостатками городской жизни. Облик его стал совершенно иным, и о прошлом напоминают лишь сохраненные в названиях улиц имена былых сел и деревень, островки зелени да старинные усадьбы. Усадьбы уцелели (хотя далеко не все), несмотря на превратности судьбы. Национализация земли в 1917 г. лишила усадьбы хозяев, а с их уходом исчез и особый усадебный уклад жизни. Брошенные или нелепо используемые усадьбы ветшали, их разоряли и жгли. Только в немногих усадьбах удалось создать музеи или открыть дома отдыха (как в Узком). Слишком долго царило непонимание огромной ценности усадебной культуры (она расценивалась как дворянская, а следовательно, враждебная народу), и это обернулось непоправимыми утратами.
Теперь мы стали умнее и немного больше ценим наше культурное наследство. Радует, что на юго-западе Москвы из 16 бывших тут усадеб сохранились, в том или ином виде, Черемушки, Зюзино, Воронцово, Коньково, Узкое, Ясенево, Знаменское-Садки, Битца. Они старинным драгоценным ожерельем обрамляют земли округа и позволяют близко соприкоснуться с отечественной историей и культурой, в которой нам есть чем гордиться.
"Должно приучать россиян к уважению собственного" - эти мудрые слова Н.М. Карамзина вынес эпиграфом к книге "Вяземы" (в одной из задуманных им серий о русской усадьбе) П.С. Шереметев, потомок Рюриковичей, историк, владелец подмосковных усадеб Кусково, Введенское, Михайловское и других. Усадьбами мы действительно можем гордиться - это важная часть нашего культурного наследия. Мир усадьбы являлся частицей русского образа жизни. В ней веками складывались традиции семьи и рода, традиции уважения к отечественной истории. Бесспорно, и тут случались проявления, по выражению А.С. Пушкина, "барства дикого". Пример тому - злодеяния помещиц Д. Салтыковой и А. Зиновьевой (Салтычихи и Наумихи, как звали их в народе) в имениях - Троицком и Конькове. Однако непреходящие культурные ценности усадебной культуры всегда были намного весомее и важнее.