Пользу от основания его правительство видело в том, что "он даст возможность и в других городах завести училища, от которых в простом народе суеверия, раскол, и тому подобныя, от невежества происходящия ереси истребятся". Вместе с тем, задачей университета, как говорится в высочайшем указе об его учреждении, ставится и то, чтобы он западных иностранных педагогов заменил достойными и сведущими в науках национальными людьми, т. е. русскими учителями.
Эта задача для нового университета вызвана была следующими условиями. Богатые дворяне воспитывали тогда детей своих дома. Сначала воспитателями были немцы, а при Елизавете Петровне стали нанимать французов-гувернеров. Об этих последних в высочайшем указе об основании Московского университета было сказано: "В Москве, у помещиков, находится на дорогом содержании великое множество учителей, большая часть которых не только наукам обучать не могут, но и сами к тому никаких начал не имеют.
Многие, не сыскав себе хороших учителей, принимают таких, которые всю жизнь провождали парикмахерами, лакеями, кучерами и иными подобными ремеслами".
Университет первоначально помещался у Иверских ворот, где в настоящее время находится Исторический музей. От правительства и частных лиц на университет получено было 41 000 рублей. Открыты были три факультета: юридический, медицинский и философский. Ректором был назначен А. А. Барсов, ученик Ломоносова. В 1759 году университет был переведен в купленный у князя Волконского дом на Моховой. В 1785 году императрица Екатерина II пожаловала университету другое место на Моховой, купленное у князя Барятинского, и 125000 на постройку другого здания. В этом доме построена была и церковь во имя св. Татианы, которую расписывал художник Клауди и для которой писал иконы римский художник Рубио. Ранее этого Елизавета Петровна дала средства на заведение университетской типографии и основание "Московских Ведомостей", которые сначала расходились в 600 экземпляров, а потом, когда были арендованы Новиковым, печатались в 4000 экземпляров, что казалось в то время громадным успехом.
В 1755 году, в день коронации Елизаветы Петровны, были открыты у Иверских ворот две университетских гимназии (для дворян и разночинцев), куда поступили 100 мальчиков, по 50 в каждую. Одним из первых учеников первой был Денис Фонвизин, выступавший с речами на актах и диспутах. В "Московских ведомостях" печатались списки воспитанников, переводимых в университет и исключаемых. В 1760 году в число последних попали Николай Новиков и Григорий Потемкин, впоследствии светлейший князь.
В 1779 году по инициативе куратора университета Хераскова (писатель), возник еще и "Благородный пансион", из которого впоследствии вышли Жуковский, Грибоедов, кн. Одоевский, А. Тургенев, Баратынский и другие.
Памятниками елизаветинского зодчества елизаветинского времени остаются до нашего времени: 1) Красные ворота, выстроенные в 1742 году ко времени коронации императрицы архитектором князем Д. Ухтомским, создавшим у нас первую архитектурную школу, которая выпускала своих зодчих ранее Академии художеств; 2) церковь Никиты Мученика в Басманной, с красивыми куполом, порталом и колокольней; 3) церковь св. Климента за Москвой-рекой; 4) колокольня в Троицкой лавре, которую строил Н. Мичурин. Внутреннее убранство елизаветинских храмов отличалось высокими иконостасами, с колоннами, обвитыми гроздьями винограда, с пухлыми лицами херувимов в завитках орнамента. Это было время стиля барокко.
Из гражданских зданий елизаветинского времени лучше других, кроме дворца в Лавре (нынешняя Духовная Академия), сохранился дом графа А. Г. Разумовского на Покровке, построенный в 1742 году по проекту Растрелли (ныне 4-я гимназия).
Императрица Екатерина II, как и Петр 1, понимала значение Москвы и, ценя ее, немало посвящала ей внимания и забот своих. Она не только короновалась в древнепрестольной столице, но сюда, как в народный центр России, а не в Петербург, созвала свою знаменитую комиссию для составления, взамен Уложения царя Алексея Михайловича, нового Уложения, и здесь, в древней Грановитой палате вручила выборным людям свой "Наказ", как руководство к выработке законов. Здесь же она велела судить Пугачева, потрясшего своим бунтом Поволжье. Напряженно заботилась об избавлении Москвы от чумы, послав сюда двух своих любимцев Орловых. Украшала вдовствующую столицу великолепными зданиями, о которых речь впереди. Но и ценя народное значение и предания Москвы, она, как последовательница Петра, немало, однако, сделала для стирания с Москвы ее исторической окраски. Нельзя скрыть, что она увлекалась одно время мыслью уничтожить вековечные стены нашего седого Кремля и заменить их исполинским зданием, которое вместило бы в себе правительственные и образовательные учреждения Москвы и даже часть торговых ее заведений. Ученик Растрелли, архитектор Баженов, составил план и устроил громадную находящуюся в Оружейной палате модель здания, которое должно было по линии стен окружить весь Кремль. Но, к счастью, недостаток средств и кипучая политическая деятельность помешали императрице осуществить этот план. Преемники Петра допускали разрушаться прекрасным стенам, башням и воротам Белого города. Но только Екатерина II наложила руку на эти "исторические ветхости", изображения которых дожили до нас в "Книге об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова", а память о которых хранится доселе в названиях разных местностей, где нет никаких ворот, "воротами" (Тверские, Никитские и т.д.). Она велела срыть все крепостные сооружения Белого города и на месте их, уподобляя Москву Парижу, устроить бульвары, правда, красивые и гигиеничные, но существенно изменившие исторический облик Москвы. При ней же та же участь постигла и все крепостные сооружения Земляного города с его башнями и валами, которые придавали Москве живописный вид, восхищавший иностранцев еще с XVI века. Правда, в екатерининское время все эти сооружения были в полуразрушенном виде, но все еще были хороши каменные ворота с бойницами (Калужские, Серпуховские, вторые Тверские, в нынешней местности старых Триумфальных ворот). Тяготевшая над Москвой западническая рука все это срыла и на месте всех этих стародавних сооружений создала колоссальную круговую улицу, опоясывающую Москву, в виде так называемой "Садовой", которая названа была по тем палисадникам, которые обязаны были устраивать обыватели пред своими новыми домами на месте прежнего земляного вала, прежде украшенного 34 деревянными башнями. При Екатерине Москва была обведена Камер-коллежским валом и на главных выездных дорогах были устроены заставы, где собирались пошлины, поступавшие в Камер-коллегию.
Но императрица Екатерина II сильно повлияла не на одну только внешнюю конфигурацию Москвы. Она дала ей сильный толчок на целые сто лет (1762 - 1862) и в деле ее санитарного упорядочения, обустраивания и самого состава населения и его быта.
Памятниками оздоровления Москвы в это царствование служит грандиозный водопровод на редкость чудной воды из Мытищ, который один поил столицу до последней четверти XIX столетия, устройство водоотводного канала (канавы) на Москве-реке, включение Неглинной в подземные трубы, причем близ Кузнецкого моста предполагалось устроить водоем с монументом в память "Преславной Созидательницы канала".
Екатерина, введя в Москве оспопрививание, много сделала для организации больничного дела, построила здесь две больницы, одну для чернорабочих (Старо-Екатерининская), другую для прочих классов населения (Ново-Екатерининская).
Грандиозным памятником ее благотворительности является Воспитательный дом, строившийся под наблюдением И. И. Бецко-го. На его постройку была употреблена часть стены Белого города, шедшая вдоль Москвы-реки. Императрица первая пожертвовала на эту постройку из своих личных средств 100 тысяч, а цесаревич Павел Петрович 50 тысяч. Закладка состоялась 21 апреля 1764 года. Именем наследника была названа больница близ Серпуховской заставы.