Перед окнами старинного дома расстилался сад, за которым виднелись купола Владимирской церкви, "что в Старых садех". Впервые она упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 г., где говорится о новом дворе за городом у святого Владимира, который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной - "великим княженьем".
В 1514 г. "князь велики Василий Иванович всеа Руси по-веле заложить и сделати церкви каменые и кирпичные на Москве". Всего было заложено II церквей, "а всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин". Похоже на то, что от созданного Алевизом ничего не осталось - во второй половине XVII в. старую постройку разобрали и выстроили новую (южный придел - 1677 г., северный - 1689 г.), в некоторых своих частях во многом имитирующую старые формы. Колокольня была выстроена также заново на старом основании.
В советские времена церковь уцелела, видимо, только потому, что понадобилась всемогущему ведомству: 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство о закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви „т. н. Владимира", ее закрыть и передать ОПТУ".
Еще недавно церковь находилась в ужасном состоянии, без глав, ободранная, но во время реставрации в 1960 - 1970-х гг. восстановили главы с барабанами, кирпичные кокошники, оформление глав переплетенными жгутами, пояс кокошников, главку северного придела.
В последнее время в церкви было хранилище книг Исторической библиотеки, а в 1991 г. в ней уже возобновились службы.
Вернемся к началу переулка - за изящной церковью Космы и Дамиана, постройки великого Казакова, по которой переулок до 1922 г. назывался Космодамианским, в 1971 г. было построено административное здание для химического министерства, своим обликом резко диссонирующее с архитектурным памятником. (Архитекторы А. А. Моисеев, Ф. И. Мещанов, Е. П. Рощин).
Церковь возведена в 1791 - 1793 гг. по заказу владельца дома напротив (Маросейка, 17), подполковника М. Р. Хлебникова, бывшего помощником у фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Отделка тянулась довольно долго, так как основной ревнитель постройки храма уехал отсюда и, надо думать, потерял интерес к украшению его. Только в 1803 г. удалось завершить церковь.
Отличительной чертой этой постройки было использование в компоновке традиционных частей церковного комплекса - собственно церкви, трапезной и колокольни - простых геометрических объемов, нескольких цилиндров, почти ничем не украшенных. Из круглого здания церкви с главным престолом во имя Иисуса Христа, исцелившего расслабленного, выступают три объема - апсиды и двух приделов - св. Космы и Дамиана и св. Николая. Трапезной, которая одна имеет прямоугольные очертания, церковь соединяется с параллелепипедом колокольни, увенчанным высоким и узким цилиндром яруса звона. Все в композиции ясно и четко, и любопытно отметить, что эти формы настолько полюбились, что они были не однажды воспроизведены в провинции.
В феврале 1933 г. Моссовет распорядился "передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению". В продолжение многих лет церковное здание использовалось в самых разных целях, ограду перед ней сломали, "возвели" деревянный павильон с пивной, и только недавно здание храма было возвращено верующим.
Далее, на правом углу с Петроверигским переулком, доходный дом, выстроенный в два приема - в 1878 и 1904 гг. В нем в 1920-х гг. жил венгерский писатель, участник революции в Венгрии 1919 г. Бела Иллеш. На другом углу того же переулка проектировался большой доходный дом (№ 6) Саровской пустыни (здесь еще в XIX в. находилось ее подворье), но из-за трудностей военного времени была построена только часть его, и та осталась неоштукатуренной (1913 - 1916 гг., архитектор И. Т. Барютин). Под одним номером (№ 8) - два дома, надстроенные в 1930-х гг. В составе правого дома - палаты XVII в., сохранившиеся в части его, выходящей во двор (напротив дворовой арки). Фасад дома после пожара 1812 г. приобрел классические черты. Дом принадлежал И. Е. Салтыкову, брату русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, который часто останавливался здесь, приезжая в Москву. Левое здание - "шикарный" купеческий особняк - было построено в 1878 г. архитектором К. В. Терским. Другой известный писатель - Осип Мандельштам - также останавливался в этом переулке и тоже у брата: в середине 1920-х и начале 1930-х гг. он жил в одной из квартир на третьем этаже большого доходного дома № 10, выстроенного "покоем" в конце XIX в.
Один из самых небольших переулков в этом районе - Петроверигский - получил свое необычное для современного слуха название от "вериг", т. е. цепей, в которые был закован в темнице апостол Петр царем Иудеи Иродом Агриппой, но ангел чудесным образом освободил его от оков. Поклонение "веригам" и сейчас еще распространено - в Риме, в одной из церквей вериги даже демонстрируются посетителям, как, впрочем, показываются и несколько других экземпляров все "тех же" вериг в нескольких церквах по всему миру.
Здесь, в Москве, в этом переулке находилась церковь "Поклонения честным веригам святого апостола Петра", выстроенная в 1669 г. боярином И. Д. Милославским в воспоминание брака его дочери с царем Алексеем Михайловичем, совершенным в день памяти вериг апостола. Церковь была упразднена и разрушена в 1844 г., и на месте ее алтаря поставили столб с памятной надписью. В мае 1923 г. его снесли. Он, как и церковь, стоял примерно на том месте, где находится закругленная часть здания (№ 6), выстроенного в 1929 - 1931 гг. (архитектор Г. М. Данкман) для коммунистического университета нацменьшинств Запада.
В Петроверигском переулке сохранился замечательный архитектурный и исторический памятник - дом № 4, связанный в нашей памяти прежде всего с семьей И. П. Тургенева, жившего здесь в 1803 - 1807 гг. Дом стоит на высокой горке, и в то время, когда вокруг не было высоких зданий, вид из него был замечательный: А. И. Тургенев писал, что "все Замоскворечье и Воробьевы горы видны". Семья Тургеневых хорошо известна в летописях русской культуры: ее глава Иван Петрович Тургенев, директор Московского университета, один из ближайших сотрудников просветителя Н. И. Новикова, и его сыновья - старший Андрей, поэт, друг Жуковского, Александр, сделавший большой вклад в развитие русской истории бесценными находками в иностранных архивах, друг Пушкина, Сергей, убежденный враг деспотизма и крепостничества, и, наконец, Николай, декабрист, борец против крепостного права и писатель. Этот дом посещали В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, М. М. Херасков.
В 1807 г. И. П. Тургенев умирает, сыновья его постоянно живут в Петербурге, и в следующем году дом продается "дерптскому первостатейному купцу" Христиану Фе. В 1812 г. дом сгорел и был отстроен только через несколько лет. 12 октября 1832 г. его купил с аукционного торга богатый купец-чаеторговец П. К. Боткин. В архиве сохранился документ, подробно описывающий дом и участок в то время. Главный дом еще не был полностью восстановлен, рядом с ним вниз по склону расстилался большой фруктовый сад.