Дом № 15, как и № 31 по улице Герцена, был построен в 1903 г. (архитектор Н. Д. Струков) - это два одинаково оформленных жилых корпуса, разделенных внутренним проездом. Тут жил географ А. С. Барков в 1920 - 1940-х гг. Четная сторона Мерзляковского переулка почти вся образована строениями, находящимися на участках, выходящих парадной своей частью на Никитский бульвар. Из тех зданий, фасады которых выходят в переулок, можно отметить дом № 18 (1902, архитектор К. А. Михайлов). До постройки современного здания здесь находилось музыкальное училище Зограф-Плаксиной, в котором училась Марина Цветаева. С 1911 г. училище переехало напротив, в дом № 9.
В 1902 г. был построен особняк (№ 20) доктора медицины Ф. А. Александрова по проекту архитектора А. А. Остроградского. До Октябрьского переворота здесь жил известный патологоанатом А. И. Абрикосов.
В Мерзляковский переулок вливаются несколько параллельных переулков. Ближайший к Поварской - Хлебный переулок, где жили хлебопеки государева хлебного двора.
Начинается переулок домом (№ 1), построенным в 1894 г. архитектором Н. Д. Струковым, где после приезда из-за границы в августе 1900 г. поселился с семьей композитор А. Н. Скрябин и прожил здесь до февраля 1904 г. К этому времени относится работа над Второй и Третьей симфониями, сонатой № 4 и другими сочинениями.
До большевистского переворота здесь жил прогрессивный публицист В. А. Крандиевский, дочь которого, ставшая женой писателя А. Н. Толстого, послужила прототипом для образа Кати в "Хождении по мукам". В квартире Крандиевского проходили собрания "Клуба московских писателей", членами которого были В. В. Вересаев, А. Белый, И. А. Бунин и другие. До постройки современного здания на этом участке жил математик Н. В. Бугаев, отец писателя Андрея Белого.
В скромном доме № 3 (перестроен полностью в 1987 г.) в 1870 - 1880-х гг. находилась одна из самых значительных художественных коллекций в Москве, принадлежавшая М. М. Зайцевскому, у которого, по воспоминаниям современников, было собрано "решительно все". О сокровищах, хранившихся у Зайцевского, по Москве ходили легенды, ибо он не показывал их никому, даже членам императорской фамилии. В 1890-х гг. здесь находились "Курсы пения и оперный класс" режиссера Ф. П. Комиссаржевского.
За домом № 5 проходил сейчас исчезнувший Чашников переулок, перегороженный зданием школы. Далее высокий солидный жилой дом № 9 (1903, архитектор В. Г. Залесский).
По этой же стороне Хлебного переулка - особняк (№ 15), выстроенный в 1909 г. по проекту А. Н. Милюкова и Б. М. Великовского для главы торговой текстильной фирмы В. Н. Грибова. Интересен этот особняк тем, что часть его с правой стороны, оформленная наподобие торжественной триумфальной арки с двумя выразительными фигурами львов, повторяет с некоторыми изменениями центральную часть одного из самых замечательных ампирных домов Москвы - дома Гагарина на Новинском бульваре, разрушенного фашистской бомбой. После 1917 г. здесь находилось военно-топографическое управление, потом обычная школа, а за ней "совпартшкола". Теперь же тут посольство королевства Бельгии.
На пятом этаже дома № 19 находилась квартира британского разведчика Р. Локкарта, где в августе 1918 г. проходили его свидания с чекистами Э. Берзинем и Я. Буйнисом, участвовавшими в раскрытии "заговора послов" против советской России. Здесь же 31 августа Локкарт был арестован комендантом Кремля П. Д. Мальковым и отправлен в ВЧК. В 1919 г. в этом доме поселился и жил до кончины в 1933 г. выдающийся врач, создатель целой школы психиатров П. Б. Ганнушкин.
В начале Хлебного переулка самый значительный здесь архитектурный памятник - строгий раннеклассический особняк ротмистра Лукьяна Камынина. В 1758 г. он приобрел у князя Г. А. Щербатова за 150 рублей участок на углу двух переулков и вскоре начал обстраивать его каменными зданиями. Симметричная композиция из главного дома и двух флигелей, стоящих по красной линии переулка, возникла не сразу. Первоначально, вероятно, в конце 1760-х или начале 1770-х гг., были выстроены главный дом и правый (угловой с Мерзляковским переулком) флигель с закругленным углом, а в 1778 г. построен левый флигель.
В 1815 г. сгоревшие строения покупает М. П. Забелин (дед писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина) и в 1821 - 1823 гг. он исправляет всю усадьбу. Почти до конца XIX в. ею владели его наследники.
Тут квартировали "дансер" Адам Глушковский, оставивший любопытные воспоминания, филолог И. Ф. Калайдович, художники И. И. Вивьен и А. С. Ястребилов. В 1865 г. находилась редакция "Московской газеты", издаваемой Н. П. Бочаровым, который интересовался московским краеведением. В конце XIX - начале XX в. была частная гимназия, в 1920-х гг. - школа-семилетка и аудитории факультета общественных наук Московского университета. Теперь тут - институт США и Канады Российской академии наук.
К большой усадьбе примыкал участок (№ 4), где деревянный дом в 1809 г. снимал отец поэта Сергей Львович Пушкин. В пожар 1812 г. дом этот сгорел, и на его месте появился другой, лишь недавно снесенный. Он в продолжение почти всего XIX в. принадлежал Победоносцевым - сначала профессору университета П. В. Победоносцеву, а потом его сыну, также университетскому профессору, известному юристу, но еще более известному мракобесу и гонителю народного просвещения, кто, по словам поэта, "над Россией простер совиные крыла". В 1908 г. в доме жили историк Р. Ю. Виппер и его сын искусствовед Б. Р. Виппер.
Под № б - два дома. Правый - одноэтажный, чудом уцелевший деревянный домик, законченный постройкой, как было отмечено полицией, "в первых числах августа 1830 года"; в деревянном флигеле на этом участке в 1840-х годах жил известный историк Т. Н. Грановский, а слева - постройка 1868 г. архитектора Гриневского. В ней с 1911 г. до кончины в 1923 г. жил и работал этнограф, антрополог и географ Д. Н. Анучин, оставивший интересные воспоминания о Москве второй половины XIX в.
Рядом - дом № 8 (1903, проект архитектора В. В. Шервуда).
В несохранившемся доме на месте современного под № 14 (1926, архитектор И. А. Герман) в 1860-х гг. жил декабрист Ф. Г. Вишневский.
На отрезке Хлебного переулка обращает внимание появившаяся здесь к 1958 г. монументальная ротонда музыкально-педагогического института имени Гнесиных, где помещается концертный зал. На противоположной стороне переулка обращает внимание небольшой одноэтажный домик (№ 22) с мезонинчиком в два окна и высокими арочными окнами второго. Его образ напоминает какую-то милую провинциальность, спокойствие, неспешный образ жизни. Этот деревянный дом был выстроен вдовой титулярного советника Е. К. Фадеевой в 1858 г. и по сути дела не изменялся с того времени. За ним, по левой стороне Хлебного переулка, находится небольшое краснокирпичное строение с редкими теперь изразцовыми украшениями - яркими цветными квадратными вставками и угловыми полуколонками. Это дом архитектора А. К. Боссе 1886 г. с фасадом 1897 г.
Дом № 26, два нижних этажа которого относятся к 1904 г. (архитектор К. Ф. Буров), отмечен мемориальной доской в честь маршала В. Д. Соколовского, жившего здесь в 1948 - 1968 гг. За нешироким палисадником стоит одноэтажный особняк (№ 28). Он построен к октябрю 1815 г., но по фасаду отделан значительно позже, в 1887 г. Этот дом приобрел после выхода в отставку известный московский театральный деятель и композитор А. Н. Верстовский. В нем после недолгой болезни он и скончался 5 ноября 1862 г. Его жена, Н. В. Репина, по словам Белинского, "необыкновенно даровитая артистка", бывшая в течение многих лет "истинным украшением московской сцены", скончалась в этом же доме пять лет спустя.