НА СРЕТЕНСКОЙ ГОРЕ
(Между Цветным бульваром и Мясницкой)
Планировка местности по обе стороны Сретенки уникальна для Москвы. Нет более в нашем городе так хорошо сохранившегося образа древней слободы с ее небольшими, вытянутыми в глубину многочисленными участками. Каждый из них выходил в переулок, которых здесь необыкновенно много. Их 16, следующих друг за другом на небольшом расстоянии. В этой местности находилось несколько больших слобод - Пушкарская, Печатная, Панкратьевская и Стрелецкая. В будущем предполагается реконструировать многие здания и устроить в переулках около Сретенки пешеходные зоны.
Квартал между Цветным бульваром и Трубной улицей еще в конце XVIII в. не существовал. На крутом склоне реки Неглинной теснились слободские избы, а низменный берег реки оставался свободным от застройки. Только на рубеже XVIII и XIX вв. здесь появляются первые постройки.
По склону холма проходил Самотечный переулок, заимствовавший название от Самотеки, как иногда называлась речка Неглинная, воды которой медленно и лениво пробирались в низменных, заболоченных берегах к "трубе", отверстию в стене Белого города. Более известно другое название этого переулка - Грачевка, или Драчевка. Объясняется оно тем, что здесь, якобы, жили ремесленники, изготовлявшие "грачи" - снаряды для мортир, или "драчи" - острые небольшие рогатки, которые бросали под копыта неприятельской коннице. По другой версии, тут "драли" пшено.
На высоком берегу Неглинной находилось старинное поселение, возможно, одно из летописных "сел красных", окружавших Москву. Не исключено, что именно туда вела дорога, проходившая по трассе современных улиц Рождественки и Трубной по высокому берегу реки Неглинной от Кучкова поля (в конце Никольской улицы).
Там, на высоком мысу над рекой находилось старинное городище, о котором писал первый их исследователь Зориян Доленга-Ходаковский. Вероятно, что там стоял и монастырь, отмеченный летописцем в известии о пожаре 1547 г., который дошел "до Николы до Драчевского монастыря".
Позднее здесь была деревянная приходская церковь, замененная каменной в 1682 г., когда выдали грамоту о построении ее "прихожанами надворныя пехоты Васильевского полка Пушешникова пятидесятникам, десятникам и рядовыми". Церковь - четверик с тесно поставленным пятиглавием, к которому в XVIII в. построили грузную колокольню, а в 1903 г. - широкую трапезную с приделами по проекту архитектора 3. И. Иванова, находилась на нынешней площадке между домами № 36 и 38. Колокольню снесли в 1937 г., а самую церковь двумя годами позже.
Во второй половине XIX в. Грачевка приобрела печальную и широкую известность в Москве. "Но знаете ли, что такое Грачевка?.. - спрашивал писатель М. А. Воронов. - Это исконная усыпальница всевозможных бедняков, без различия пола и возраста... На каждой сотне шагов вы непременно встретите полсотни кабаков, пивных лавок, ренсковых погребов и тому подобных учредедений, в которых ежедневно пропиваются и проматываются, вместе с старыми сапогами и негодными рукавицами, десятки жизней и легионы всевозможных умов, совестей, рассудков и иных атрибутов человека!" Особенной славой пользовался дом, стоявший в начале Трубной улицы, с ее левой стороны - он даже имел имя собственное: "Ад". По свидетельству того же Воронова, "между многоразличными московскими приютами падшего человека... нет ничего подобного грачевскому Аду. По гнусности, разврату и грязи он превосходит все пригоны..."
Выразительное описание его оставил В. А. Гиляровский в очерке "На Трубе".
С 1907 г. Драчевка после вывода всех заведений с сомнительной репутацией стала называться Трубной улицей. Она, как и соседние переулки, была переименована по просьбе местных домовладельцев, так как старые названия приобрели такую скандальную известность, что никто не хотел здесь селиться.