В бывших переулках осталось несколько значительных исторических и архитектурных памятников. Так, в 3-м Голутвинском переулке стоит небольшой скромный деревянный домик начала XIX в. (№ 4), а в 1-м Голутвинском отреставрировано здание церкви Николая Чудотворца, "что в Голутвине" (№ 14). Возможно, она была когда-то основной церковью того самого Голутвинского монастыря, упоминаемого в завещании царя Ивана III. Ее здание построено в 1688 - 1692 гг. на месте старого деревянного. В церкви находились иконы, написанные знаменитым изографом Тихоном Филатьевым. В 1769 г. сооружена отдельно стоявшая изящная трехъярусная колокольня, завершенная шестигранным шатром со скошенными углами и небольшой главкой. Через три года церковь перестраивалась, а в 1823 г. был сооружен придел с северной стороны и расширена трапезная. С правой стороны церкви реставраторы предполагали восстановить ампирный деревянный домик священника, а с левой сохранен памятник, связанный с основателем Третьяковской галереи.
Это двухэтажный дом (№ 12/16), у которого верхний этаж деревянный, переложенный заново, а каменный, возможно, сохранился еще с того времени, когда в 1791 г. полковница М. М. Павлова выстроила себе хоромы на изломе 1-го Голутвинского переулка. Через четыре года участок приобрел купец 3-й гильдии Захар Елисеевич Третьяков, сын основателя известной династии Третьяковых, малоярославского купца, обосновавшегося в Москве в 1774 г. В доме деда родились братья Павел (1832) и Сергей (1834) Третьяковы, будущие известные коллекционеры русской и иностранной живописи. После реставрации предполагалось поместить музей, посвященный основателю галереи Павлу Михайловичу Третьякову.
Вся четная сторона 1-го Голутвинского переулка - от дома Третьяковых до берега Москвы-реки - была занята строениями, принадлежавшими им. На обширных участках находились склады леса, сплавляемого весной, а на углу переулка и набережной в течение всего XIX в. стояли бани купцов Третьяковых.
Южнее Голутвинской слободы за Земским переулком (назван по земскому двору; в XIX в. - Сорокоумовский, по фамилии домовладельца) когда-то были поселены иноземцы в так называемой Панской слободе. Слободская церковь Марона Чудотворца называлась "что в Старых Панех".
Здание ее - памятник архитектуры - находится в Маро-новском переулке (№ 5).
Церковь известна с 1642 г., но существовала и раньше. В 1730 г. рядом с ее деревянным зданием стали строить каменное. В 1831 г. строилась новая трапезная на средства купца В. Л. Лепешкина с приделом во имя Рождества Иоанна Предтечи и, возможно, тогда возводилась колокольня. Церковь приобрела новые декоративные черты при переделках 1886 г. За советские годы здание потеряло завершение четверика и колокольни, внутри долгие годы находился гараж и все внутреннее убранство бесследно исчезло. Теперь церковь возвращена верующим и понемногу восстанавливается.
Церковь Марона именовалась "что в Бабьем городке". Так называлась местность в районе 1-го и 2-го Бабьегородских переулков. Пока не выяснено точное происхождение этого названия. Одна версия говорит о том, что здесь якобы было укрепление, в котором оборонялись женщины от вражеского нападения, другая - о том, что на берегу Москвы-реки татары выбирали себе полонянок... Наиболее распространенное объяснение заключается в том, что в этих местах речной берег укрепляли - "городили" - при помощи свай, вбиваемых молотами, "бабами".
Почти все пространство между переулками и Крымской набережной Москвы-реки очищено от построек для парка Искусств с экспонированием скульптурных произведений под открытым небом. После развала коммунистического государства сюда свезли памятники наиболее одиозным деятелям его.
В панораму показа произведений искусства включается и один из прекрасных архитектурных памятников Москвы XVIII столетия - здание церкви Иоанна Воина в Якиманском переулке, которое как бы парит над низменным москворецким берегом. Как и многие старинные русские церкви, она была поставлена на выгодном для обозрения месте, выбранном, по преданию, самим Петром 1.
Первоначально церковь стояла не на этом месте, а ближе к реке, на низменной части. Во время сильного наводнения, Петр, проезжая на лодке, увидел затопленную деревянную церковь. Узнав, что она посвящена Иоанну Воину, он сказал: "Это наш патрон; скажите священнику, что желал бы видеть храм каменный и на возвышении у самой улицы; дам вкладу, пришлю план". Вероятно, именно об этом наводнении писал в 1709 г. современник петровского царствования И. А. Желябужский: "Вода была великая на Москве... и многих людей потопила, также и церкви многие потопила, и у Ивана Воинственника за Москвою рекою церковь Божию потопила, вновь святили".
В 1709 г. на новом, более возвышенном месте (старая церковь, которая называлась "под горою", "в Малых Лужниках" или "что у Крымского двора", была расположена внизу, на углу Огородного и Мароновского переулков) было начато строительство каменного великолепного храма и через четыре года закончено вчерне, а внутренняя отделка продолжалась до 1717 г.
Этот храм - один из тех архитектурных памятников, которые, по выражению И. Э. Грабаря, сотворены "мощной архитектурной волей". Он выделял в Москве целую группу почти идентичных памятников - Меншикову башню, собор Заиконоспасского монастыря, церковь Иоанна Воина и некоторые другие, построенные в начале XVIII в., предполагая, что в их проектировании принимал участие один и тот же архитектор - И. П. Зарудный. Все они характеризуются использованием новых декоративных форм - волют, полукруглых завершений карнизов, при сохранении основных объемных построений, свойственных русской архитектуре предшествовавшего периода.
В церкви был величественный иконостас, сооруженный в 1791 г. по проекту самого В. И. Баженова. Это выдающееся произведение искусства не пожалели и разобрали еще в середине XIX в. Теперь там находится иконостас из снесенной церкви Трех Святителей, что у Красных ворот.
В 1754 г. церковь Иоанна Воина была окружена изящной оградой - кованый растительный орнамент как бы оплетает металлические стержни между каменными столбами. В доме священника в 1848 г. жил художник А. К. Саврасов.
Здесь и заканчивается наше путешествие по переулкам центра Москвы.