Силу и покой древних обителей прекрасно передал А. С. Пушкин: На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простёрлись
по холмам
Вовек т рубленные рощи И издавна почиют там Угодников святые мощи.
К 1917 г. в Москве насчитывалось 849 храмов и часовен всех
христианских вероисповеданий.
Фреска (от ит. fresco - "свежий") -живопись по сырой
штукатурке красками, разведенными на воде; одна из техник стенных
росписей.
Московские монастыри-крепости издревле играли роль небесных и
земных сторожей Руси, охраняя её от мирских и духовных бед. Все
столичные обители были окружены мощными каменными стенами и соединялись
в одну большую систему укреплений на главных дорогах. Восточная
линия обороны замыкалась Спасо-Андрониковьш, Покровским и Новоспасским
монастырями; южная - Симоновым, Даниловым, Донским и Андреевским;
западная - Новодевичьим, Саввиным и Новинским; северная линия
- Страстным, Высокопетровским, Рождественским и Сретенским. Каждый
из них имеет богатейшую историю, сохранил уникальные архитектурные
ансамбли и овеян множеством легенд.
СВЯТО-ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ
Первым в Москве был основан Данилов монастырь. Его строительство
приписывают московскому князю Даниилу, сыну Александра Невского,
заложившему обитель в конце XIII в. Сам Даниил был погребён здесь
же. Позднее Иван Калита перенёс монастырь в Кремль, и место это
забылось. По преданию, великий князь Иван III ехал однажды по
берегу Москвы-реки. Под одним из его отроков споткнулся конь,
и юноша увидел скорбную тень, сказавшую: "Я господин месту
сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому
князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!". С этого
времени московские князья стали отправлять панихиды по предку,
а царь Иван Грозный в 1560 г. возобновил монастырь на месте погребения
Даниила.
В 1652 г., при царе Алексее Михайловиче, были обнаружены мощи
Даниила. Их поместили в храме Семи Вселенских соборов. Каменные
стены монастыря возведены ещё в XVI в., а столетием позже они
серьёзно подновлялись. Недалеко от Данилова монастыря находилось
древнейшее в столице иноверческое кладбище, место которого с годами
было забыто. Лишь в середине XIX в. при ремонтных работах из-под
основания башен было извлечено 20 каменных плит, относящихся ко
второй половине XVI в., с надписями на латинском, немецком, французском
и греческом языках. Теперь они хранятся в монастыре.
Гроза 1812 г. пощадила Данилов монастырь. Французские офицеры
и солдаты, занявшие братские кельи, повели себя на редкость миролюбиво.
Они не воровали в ризнице и не обижали монахов. Французы ходили
по территории монастыря, осматривая храмы, но ничего не трогали.
Когда же пришло известие, что прибывают 80 конных артиллеристов,
офицер сказал священнику по-латыни, чтобы монахи спрятали ценные
вещи, поскольку придут люди нечестные и склонные к грабежу. Офицеры
помогали прятать и зарывать в землю церковную утварь. Прибывшие
французские артиллеристы разграбили раку (ларец для хранения мощей)
князя Даниила, поснимали с икон драгоценные оклады и разобрали
красивые церковные облачения.
После Октября 1917г. Данилов монастырь стал прибежищем для насильно
изгнанных из своих епархий епископов и был закрыт одним из последних
в Москве, в 1930 г. В нём создали изолятор для детей репрессированных
граждан. Уже через год руководство детской колонии подняло вопрос
о сносе кладбища, поскольку из-за чрезвычайного многолюдства заключённым
приходилось обедать на могильных памятниках. Монастырский погост
был снесён, а покоившиеся там останки писателя Н. В. Гоголя, поэта
Н. М. Языкова, философа-славянофила А. С. Хомякова, музыканта
Н. Г. Рубинштейна перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Лишь в 1983 г. монастырь был передан Московской патриархии и
стал первым, который власти возвратили Русской православной церкви.
При расчистке территории, когда кран поднимал памятник В. И. Ленину,
монумент лопнул и рассыпался на мелкие куски. К празднованию 1000-летия
Крещения Руси реставрация монастыря была завершена. Ныне в Дани-ловом
монастыре находится резиденция Патриарха Московского и Всея Руси.
НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
У Новоспасского моста на крутых берегах Москвы-реки, издавна
называвшихся крутицами, расположен ещё один древний московский
монастырь. Основание обители приписывается Юрию Долгорукому. Первоначально
она находилась на месте нынешнего Данилова монастыря. В 1300 г.
Иван Калита перенёс постройки на Боровицкий холм в Кремле, где
появился Спасский монастырь с богатыми захоронениями членов княжеской
семьи. Однако уже в 1490 г. Иван III перевёл монастырь на южный
берег Москвы-реки. Великий князь выделил значительные средства
на возведение собора. Первый каменный храм был построен в 90-х
гг. XV в., однако в XVII в. его разобрали "до подошвы".
В 1947 г., во время реставрации нового собора, в галерее обнаружили
остатки старых восьмигранных колонн XV в.
В 1612 г. на Крутицах, под стенами монастыря, князь Дмитрий Михайлович
Пожарский вместе со своими войсками целовал крест, принося клятву
спасти Москву от поляков. После бурных событий Смуты, когда монастырь
был разорён и сожжён, Московское государство занялось восстановлением
разрушенных крепостей. В 1640-1642 гг. по указу царя Михаила Фёдоровича
деревянную стену обители заменили каменной с пятью башнями. Для
этого из далёкого северного Кирилло-Белозёрского монастыря приехали
опытные каменщики. А в 1645 г. началось строительство нового,
Спасо-Преображенского собора, который стал усыпальницей Романовых
- новой царствующей династии. Над сооружением этого памятника
надзирал бывший архимандрит монастыря Никон, ставший затем Патриархом
Всея Руси. Поэтому храм воплотил в себе "освящённые"
архитектурные формы - монументальность и пятиглавие, которые впоследствии
должны были стать образцом для подражания по всей стране.
Напротив Новоспасского монастыря, на левом берегу Москвы-реки,
располагается Крутицкое подворье^ Здесь в XIII в. был основан
небольшой монастырь. В XVI в. он превратился в резиденцию епископов
Сарских и По-донских, а затем, после учреждения патриаршества
в 1589 г., - в резиденцию митрополитов Крутицких. Спустя век здесь
развернулось широкое строительство. Возведённые здания Поражали
редкой декоративностью и напоминали современникам "некий
рай на земле". Шатровые колокольни, крутые лестницы, стены
с аркадами, крытые галереи восхищают и сейчас. Изразцовый ковёр
украшает переход, который некогда служил для торжественных шествий
митрополитов Крутицких из каменного дома в храм. В 1663-1694 гг.
архитекторы Л. Ковалёв и О. Д. Старцев по поручению митрополита
Ионы возвели над двухарочным парадным въездом "теремок",
сверкающий многоцветной облицовкой из поливной керамики. Диковинные
растения и виноградные лозы, украшающие стены, переплетаются с
литыми керамическими колоннами и цветными эмалевыми наличниками
окон.
Пётр I в знак особого благоволения к месту погребения своих родных
в 1717 г. подарил монастырю колокол весом в 1,1 тыс. пудов (1
пуд =16 кг). В 1759 г. начали возводить монастырскую колокольню,
служившую парадным въездом. Её строительство продолжалось целых
30 лет, но колокольня так и осталась незавершённой. В 1791-1795
гг. у северозападного угла собора для рода Шереметевых архитектор
Е. С. Назаров возвёл фамильную усыпальницу. Одной из первых там
была захоронена знаменитая крепостная актриса Прасковья Ивановна
Ковалёва-Жемчугова, ставшая женой графа Н. П. Шереметева.
В 1810 г. в монастыре подле усыпальницы семьи Романовых с необычайной
пышностью была погребена монахиня Иванрвского женского монастыря
Доси-фея,. Именно её считают легендарной княжной Августой Таракановой;дочерью
императрицы Елизаветы Петровны и графа А. Г. Разумовского. В 1786
г. по секретному приказу Екатерины II в Ивановский женский монастырь
привезли неизвестную знатную даму, принявшую постриг под именем
Досифеи. Она прожила в отдельной келье 25 лет, никуда не выходила
и никого не принимала. В келье настоятеля Новоспасского монастыря
хранился её портрет.
В 1812 г. обитель сильно пострадала от наполеоновских войск.
Первыми его разграбили поляки, находившиеся на службе во французской
армии. К этому моменту в стенах монастыря оставались лишь один
старец, десять послушников и раненые русские солдаты. Монахи и
солдаты до последнего защищали обитель от мародёров. Вслед за
польскими отрядами в монастырь вошли французы. Богатые могилы
раскапывали по нескольку раз в поисках драгоценностей. Многие
гробницы и каменные усыпальницы под собором, престолы и жертвенники
в алтаре были разбиты, а изумруды и алмазы с церковных облачений,
венцов и икон выдраны клещами. Грабители разрубали огромные серебряные
оклады в монастырском саду и делили между собой. Покои настоятеля
и Покровская церковь были превращены в казармы, а Преображенский
собор и Знаменская церковь - в конюшни. Огонь из города перекинулся
за стены монастыря. С объятой огнём колокольни рухнул петровский
колокол, проломив перекрытия нескольких ярусов, и обрушил своды
Сергиевской церкви. При отступлении французы хотели взорвать главный
собор: вырыли ямы, но не успели заложить порох.
В 1918 г. монастырь был закрыт, а в его зданиях разместился филиал
Таганской тюрьмы. Одним из её первых узников стал настоятель обители
епископ Серафим. Здесь же находилась в заключении дочь Л. Н. Толстого
- Александра Львовна. В одной из церквей обители расстреливали
заключённых, а тела зарывали у её стен в насыпи со стороны Москвы-реки.
С 1968 г. в Новоспасском монастыре начались реставрационные работы,
а в 1990 г. он был передан Русской православной церкви.
СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ
С берега Яузы, самого крупного притока Москвы-реки, в восточной
части города в XII в. брала начало дорога на Владимир - стольный
град Северо-Восточной Руси. Для защиты этого важнейшего пути на
высоком крутом берегу Яузы был основан Спасо-Андроников монастырь.
Летописная история повествует, что в 1360 г. митрополита Московского
Алексия, возвращавшегося после посвящения в сан из Константинополя,
застигла буря на Чёрном море. В память о чудесном спасении он
дал обет воздвигнуть на родине монастырь. Вернувшись в Москву,
Алексий упросил основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского
отдать ему своего ученика Андроника, которому и поручил строительство
новой обители. Позднее Андроник стал её игуменом. В монастыре
до сих пор сохранился колодец, выкопанный его руками. Ручей, протекавший
под горой и впадавший в речку Яузу, митрополит Алексий назвал
Золотым Рожком (ныне он заключён в подземную трубу) в честь бухты
Золотой Рог в Константинополе.
В 1420-1427 гг. здесь при участии иконописцев Андрея Рублёва
и Даниила Чёрного был возведён каменный Спасский собор. Писатель
середины XV в. Па-хомий Логофет (Пахомий Серб) рассказывал, как
игумен монастыря Александр и монах Андрей-иконописец "создали
во обители своей церковь каменну, зело красну и подписанием чудными
своими руками украсили".
Монастырь сильно пострадал от пожара 1812 г. В стенах Спасского
собора до сих пор видны обгоревшие тогда камни. После Октября
1917г. монастырь закрыли. В его зданиях долгое время располагалась
колония для беспризорных, а рядом с ней - тюрьма. В 1930 г. была
взорвана колокольня и полностью уничтожено кладбище, на котором
находились склепы многих московских дворянских родов - Лопухиных,
Толстых, Барятинских, Щербаковых. Навсегда утрачена могила родоначальника
русского театра Ф. Г. Волкова. После реставрации монастыря обнаружена
и частично восстановлена плита с надгробия Андрея Рублёва.
В 1947 г. группа деятелей культуры во главе со знаменитым реставратором
академиком И. Э. Грабарём обратилась к правительству с предложением
восстановить монастырь и открыть в нём Музей древнерусской живописи
имени Андрея Рублёва. Через два года Министерство культуры вручило
приказ о создании музея реставратору Д. И. Арсенишвили, не позаботилось
о переводе из Спасского собора находившегося там архива. Работники
музея с трудом добились выселения учреждений, которые располагались
в монастыре. В освобождавшиеся помещения стремились въехать другие
конторы. Арсенишвили с сотрудниками был вынужден круглосуточно
находиться в притворе храма, а территорию монастыря не покидал
ни днём ни ночью. Только в 1959 г. началась серьёзная реставрация
Спасского собора. Сейчас в братском корпусе XVTII в. находятся
выставочные помещения Музея древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва.
СИМОНОВ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырь, основанный в 1370 г. преподобным Фёдором, учеником
и племянником Сергия Радонежского, получил название Симонова по
имени инока Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего свои
земли новой обители. От прежнего монастыря XTV в. осталась только
церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. В этом древнем
одноглавом храме, по преданию, похоронены иноки-воины Пересвет
и Ослябя, погибшие на Куликовом поле в 1380 г. В советское время
эта церковь оказалась на территории завода "Динамо"
и использовалась как цех.
Строительство каменных стен и башен монастыря началось в XVI
столетии. До наших дней сохранилась угловая башня под названием
Дуло, возведённая зодчим Фёдором Конём. Она действительно напоминает
ствол пушки. Её многочисленные бойницы расположены в три яруса
в шахматном порядке, что позволяло защитникам монастыря вести
по осаждавшим густой огонь. Остальные башни - пятигранная Кузнечная
и круглая Солевая - построены в 40-х гг. XVII в.
В Симоновом монастыре во время постов жили цари из династии Романовых.
В 1771 г., когда разразилась чума, обитель превратили в чумной
карантин, а затем упразднили по причине малого числа иноков. Лишь
в 1795 г. она вновь открылась. В начале XX в. мемуарист А. Н.
Руднев писал: "Вообще этот монастырь хорош своей уединённостью,
запущенностью некоторой; взять хотя бы низенькие кельи с глубокими,
густо заросшими аллеями акации к ним... Я побывал в подвале под
трапезной церковью. Там усыпальница... разделяется на три части...
в каждом отделении стоит распятие... Под главным алтарём есть
памятник в виде невысокой, лежащей на земле гробницы - как будто
мраморный; он покрыт жёлтым покрывалом с бахромой... думаю...
что это - надгробие схимонаха Павла, постриженника знаменитого
молдавского старца Паисия Величковского; подойти близко мы не
решились: в этом месте каменный пол оседает, камни торчат вверх
и приближаться туда опасно".
В 1923 г. монастырь опять был закрыт. В кельях разместились
общежития и квартиры для рабочих. В январе 1930 г. правительственная
комиссия признала, что часть древних сооружений на территории
монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но
собор и стены следует снести. Взрыв прогремел в ночь на 21 января,
в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять
из шести церквей, башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими
к ним постройками, а также все стены монастыря, кроме южной. На
месте развалин "крепости церковного мракобесия", как
писал журнал "Огонёк", в 1932-1937 гг. поднялся Дворец
культуры Московского автомобильного завода.
После взрыва монастыря с его разорённого кладбища на Новодевичье
были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С.
Т. и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило
то, что из левой части груди Степана Тимофеевича Аксакова в области
сердца рос корень громадной берёзы, покрывавшей всю фамильную
могилу Аксаковых.
К середине 80-х гг. остатки монастыря передали объединению "Росмонументискусство"
Министерства культуры РСФСР, начались реставрационные работы.
Здесь предполагается разместить выставочный зал. В 1989 г. открылся
храм Рождества Богородицы в Старом Симонове.
ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Предание говорит о том, что монастырь был основан в 1591 г. на
месте лагеря русского войска, вышедшего навстречу войскам крымского
хана КазыТирея. После сражения 4 июля хан бежал, бросив всю свою
добычу.
Два года спустя в монастыре было закончено строительство первого
одноглавого собора, который называют Малым ("Старым").
Среди его фресок некогда имелось портретное изображение Бориса
Годунова. В Смутное время монастырь был опустошён и долгое время
влачил жалкое существование, считаясь чуть ли не беднейшей обителью
Москвы. Цари из дома Романовых начали делать в него богатые вклады,
и благодаря этим пожертвованиям к концу XVII столетия монастырь
превратился в одну из наиболее видных обителей столицы.
В 1684-1698 гг. был построен просторный "Новый" собор,
архитектура которого напоминает знаменитую церковь Покрова в Филях
(см. статью "Калейдоскоп стилей"). С 1686 по 1711 г.
велось стрЪительство каменных стен, замкнувших территорию монастыря,
образовав почти правильный квадрат. В 1 VISIT 14 гг. поднялась
надвратная церковь Тихвинской Богоматери. Этот храм выполнен уже
в новой, павильонной манере петровской архитектуры.
В стенах монастыря во время Чумного бунта 1771 г. озверевшая
толпа убила архиепископа Амвросия (Зертис-Камен-ского). Его останки
были погребены в Малом соборе. С 70-х гг. XVIII в. кладбище Донского
монастыря привели в порядок и стали хоронить на нём многих видных
деятелей русской культуры, живших в Москве. Здесь покоится прах
поэта М. М. Хераскова, драматурга А. П. Сумарокова, архитектора
О. И. Бове, философа П. Я. Чаадаева, историка В. О. Ключевского.
Многие надгробия выполнены знаменитыми скульпторами - И. П. Мартосом,
Ф. Г. Гордеевым, Ж. А. Гудоном, И.П. Витали, В. И. Демут-Малиновским
и С. С. Пименовым. Некоторые из них после разорения кладбища в
1917 г. были собраны в Михайловской церкви (1809 г.).
С 1922 г. Донской монастырь служил местом заточения патриарха
Тихона (Василий Белавин), который выступил против изъятия правительством
В. И. Ленина церковных ценностей.